О крушении человеческих надежд Слово в Неделю 3-ю по Пасхе, жен-мироносиц

Большей катастрофы в жизни человека не бывает. Сегодня, вспоминая то раннее утро, когда несколько женщин робко, тайком приблизились ко гробу своего Учителя, мы невольно ощущаем их безотрадное скорбное состояние – людей, все надежды которых разрушены.

Они затемно пришли на гроб, чтобы по древнему праотцовскому погребальному обычаю помазать благовонным маслом тело их Учителя. Отдать Ему последний долг. Да, для них Господь Иисус Христос тогда был всего лишь Учителем. Любимым, не сравнимым ни с кем из смертных, но всего лишь Учителем, к великой их скорби так и не сумевшим осуществить Свои прекрасные обещания.

Горе и сокровенные мысли, горькое разочарование всех учеников с болью выразили апостолы Лука и Клеопа в тот же день, вечером, по дороге в Эммаус, когда, встретив воскресшего Спасителя, они Его не узнали. С болью говорили они о Христе: «Его убили, перед этим Его страшно пытали, надругались над Ним! А мы-то надеялись, что это Тот Самый, Который восстановит царство Израилево!» (см.: Лк. 24: 13–21).

Так же, как Лука и Клеопа, как все ученики, жены-мироносицы надеялись на обещанное их Иисусом Царство счастья и благоденствия, любви и справедливости. И где же оно? Учитель страшно поруган и убит. Вокруг осиротевших учеников тьма лишь еще более сгустилась. Зло еще беззастенчивее торжествует на земле.

Земное царство добра и справедливости – вечная иллюзия, увлекающая людей. До скончания века нам будут навеиваться грезы о нем. Но плоды этих пленительных и прелестных грез поистине ужасны. Когда на землю пришел Сын Божий, чтобы привести Свое создание в истинное Небесное Царство, человечество ответило Ему Голгофой. Он возвещал о пришедшем в мир Царстве не от мира сего. Люди же разумели лишь доступное для их ума земное существование.

И ученики, и мироносицы, как часть человечества, несли в себе общую смертельную болезнь отчуждения от Бога. Но если в начальниках ветхозаветного народа отчуждение вылилось в дьявольскую ненависть и Богоубийство, то в учениках и ученицах Христовых эта болезнь проявлялась в наследственной по человечеству духовной слепоте и беспомощном нечувствии, которые они всем сердцем стремились преодолеть. Но на это требовалось время. И главное – действие благодати Божией.

Лишь преображенное Христом – и во Христе – человечество способно войти в непостижимое и недосягаемое для мира сего Небесное Царство. Что нужно для нас с вами, таких же духовно слепых, страдающих иллюзиями о себе, гордыней и самомнением, чтобы приблизиться к этому Царству?

Этому учат нас сегодняшние наставницы – жены-мироносицы, пришедшие к маленькой пещере – последнему земному прибежищу Господа Иисуса Христа. С ужасом женщины готовились увидеть поруганное тело своего Учителя. Но обрели то, чего совсем не ожидали.

Не знает ум человеческий, не приходило то на сердце человеку, не видел глаз и не слышало ухо, – как пишет апостол Павел, – что приготовил Бог любящим Его! (1 Кор. 2: 9). Вместо истерзанных бренных останков своего Учителя в каменной пещере они обрели весть о воскресшем Иисусе Христе, Сыне Божием. Пред ними предстал обитатель сохранившего верность Господу Божиего мира – Ангел – и произнес простые и великие слова: «Иисуса ищете Назарянина, распятого. Его нет здесь. Он воскрес!» (см.: Лк. 24: 6).

Ангел провозвестил то самое, о чем Господь Иисус Христос множество раз говорил ученикам. Казалось бы – возрадуйтесь! А какая была их человеческая реакция? Ужаснулись и сбежали от страха, непонимания, недоумения! Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк. 16: 8).

Мы смотрим на жен-мироносиц и узнаем себя.

Мысли человеческие отстоят от мыслей Божиих, как небо отстоит от земли, – говорит пророк Исаия (см.: Ис. 55: 8–9). Наши самые дерзновенные надежды, мечты о человеческом счастье, о себе самих, о наших близких, о будущем – это все в лучшем случае наивность по сравнению с тем, что уготовал Господь. Нечто похожее – сравнение с маленьким ребенком, которому отец готовит замечательное, великое поприще в жизни. А малое дитя, не умея оценить и даже сколько-нибудь осмыслить замыслы отца, погружено лишь в свои заветные, излюбленные мечты: «Отец всё для меня сделает! Будет у меня много игрушек, и сладостей, и конфет!» То, что готовит отец для своих детей, непостижимо для слабого и немощного ума ребенка.

Что привело жен-мироносиц к гробу их Учителя? К последнему месту земного пристанища Того, Кто не оправдал их надежд? Учителя, Который так много обещал им, но так и не смог исполнить? Привела их к гробу Спасителя любовь к Нему. Да, пусть мы ошиблись в своих надеждах, – думали они, – но мы все равно Его любим, все равно это был Прекраснейший из всех людей на земле. Именно эта любовь – единственное, что паче всякого нашего чаяния, то есть надежды, паче всяких наших рассуждений связывает нас с Богом.

Именно такая любовь ко Христу не посрамляет сердца верующих людей! Недаром женам-мироносицам первым из всего человечества было возвещено о Воскресении.

Как только нам не доказывали, что только людям ни говорили о Боге, о Христе и о Церкви за все время от Воскресения Христова и до сего дня! Сто лет назад стали разрушать нашу православную страну, да практически и разрушили ее. Оставалась горстка «темных» верующих, «жалких» священников, которые не смели и головы поднять. Но у этих «темных и жалких», с точки зрения мира сего, теплилась любовь и восхищение к своему Великому Учителю. Они любили Его вслед за мироносицами и апостолами, потерявшими веру и надежду и вновь обретшими их.

И мы, братья и сестры, будем вспоминать о женах-мироносицах не только сегодня, но и в самые сложные дни нашей жизни, когда надежда рушится, когда кажется, что уже ничто тебе не поможет, когда сбывается самое худшее, от чего, по слову Иова Многострадального, трепещет душа наша. Тогда и вспомним этих замечательных женщин. Сохранив в своем сердце любовь к Богу, они получили бесконечно большее, чем то, на что они надеялись, и для себя, и для всех своих любимых, живых и мертвых.

Таков наш Господь. Он проводит падшее человеческое существо, проводит каждого из нас через испытания, утверждающие в нас веру, истину и духовную свободу. Но выше сил искушений не попускает. Он знает, как любящий Отец, когда пришло время посрамить наши греховные человеческие надежды и слабые, немощные мечты. И знает, когда мы становимся готовы к раскрытию перед нами истины Божественной любви, чтобы увидеть бесконечное изобилие того, что Бог уготовал каждому любящему Его.

Аминь.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)