Епископ Бронницкий Игнатий возглавил Божественную Литургию в храме Богоявления Господня

4 ноября в праздник Казанской иконы Божией Матери, епископ Бронницкий Игнатий возглавил Божественную Литургию в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, что в Китай – Городе. Нижний предел этого храма посвящен Казанской иконе Богородицы.

За Божественной Литургией Владыка возвел в сан пресвитера клирика храма св. Иоанна Русского в Кунцеве диакона Андрея, а также в сан диакона иподиакона Анатолия, студента МДА. После Литургии был совершен Крестный Ход вокруг храма.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

Богоявленский мужской монастырь – один из древнейших в Москве. Согласно преданию, основан «за Торогом» Великого посада князем Даниилом Александровичем около 1296 г.

Предание относит к числу монашествующих Богоявленского монастыря будущего митрополита Алексия; одним из первых игуменов монастыря был брат Сергия Радонежского Стефан. Первая каменная церковь была заложена в 1342 г. В 1382 г. Богоявленский монастырь был разграблен воинами Тохтамыша, в 1427 г. опустошён «моровой язвой»; неоднократно страдал от пожаров (в 1547, 1551, 1687, 1737 и др.).

Богоявленский монастырь пользовался покровительством великих князей и царей. По указу Ивана IV Грозного в монастырь доставляли «годовой корм и оброк», в 1584 г. царь пожертвовал значительную сумму на поминовение опальных. В 1632 г. монастырю было предоставлено право на беспошлинный сплав определённого количества строительных материалов и дров. Богоявленский монастырь имел свой конюшенный двор, кузницу, сдавал здания в аренду. Значительные земельные участки жаловали монастырю великий князь Василий III, Иван IV, Борис Годунов, бояре Ромодановские, Л.Г. Шереметев, Г.И. Колычев и др.

В 1672 г. боярыня Ксения Репнина передала Богоявленскому монастырю своё владение на углу Никольской улицы и Богоявленского переулка, где образовался второй двор Богоявленского монастыря. Вдоль границы бывшего владения Репниной и монастырского владения стояли жилые каменные палаты с проездом, по оси которого на линию Никольской улицы вели главные ворота Богоявленского монастыря с церковью Рождества Иоанна Предтечи (XVII в.). В 1680—87 гг. в Богоявленском монастыре помещалась школа братьев И. и С. Лихудов, преобразованная после перевода в Заиконоспасский монастырь в Славяно-греко-латинскую академию.

В 1624 г. начато, в 1693—96 гг. завершено строительство нового, ныне существующего Богоявленского собора; в 1690-х гг. сооружены также братские кельи и настоятельские покои (перестроены в 1879—80-х гг.). В 1739 над внутренними воротами Богоявленского монастыря возведена колокольня. К 1700 г. за монастырём числилось 216 крестьянских дворов, к 1744 г. — 1014 крестьян. В 1764 недвижимое имущество монастыря было конфисковано; штат составлял 17 монахов. В 1788—99 Богоявленский монастырь был местом пребывания викарного епископа Московской епархии.

В конце XVIII в. в корпусах, ограждавших монастырь, по линиям улицы и переулка размещались галантерейные лавки. На месте надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи в 1905—09 гг. был построен доходный дом. К 1907 г. в Богоявленском монастыре было 14 монахов и 18 послушников; монастырь владел 60 десятинами земли и получал из казны 1245 рублей.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт, в 1929 г. прекращены службы в Богоявленском соборе, в помещениях монастыря находились общежитие студентов Горной академии и служебные помещения Метростроя, позже — цех металлообработки. В 1950-х гг. на территории бывшего монастыря построено административное здание. Сохранились собор, колокольня, здание братских келий (XVIII—XIX вв.), настоятельские покои (XVIII—XIX вв.). Монастырский собор с нижней церковью Казанской Богоматери (построена в 1624) и верхней Богоявленской церковью поставлен на подклете, включающем фрагменты белокаменного храма XIV в. и трапезной палаты конца XV — начала XVI вв.

Масштабное, господствующее в окружающей застройке сооружение — примечательный образец московского барокко. Храм типа восьмерик на четверике богато декорирован белокаменными резными деталями: наличниками с «разорванными» фронтонами, балясинами, пышными карнизами; в интерьере сохранилось лепное алебастровое убранство XVIII в. в стиле барокко (скульптор Д.М. Фонтана). В 1980-х гг. в Богоявленском монастыре проводились реставрационные работы и археологические исследования. В 1991 г. Богоявленский собор возвращён православной церкви.

Фото

Источник: http://www.ioannp.ru/all/novosti_1332308037/1178/