Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Серафима Саровского 1 августа 2016 года: «В тропаре преподобному мы находим дивные слова «умиленным же сердцем любовь Христову стяжав». Святой Серафим искрился этой Божественной любовью. Он всех встречал с радостью, его лицо было светлым, при жизни его считали святым. Он действительно стяжал любовь Христову и отображал эту Божественную любовь в своей личности через общение с другими людьми. Но слова тропаря связывают умиление сердца со способностью обретать любовь Христову. А что же такое умиление? Это не состояние, связанное с повышенной эмоциональностью; более того, это не состояние нервной системы, а состояние духа. Умиление — это отсутствие всякой злобы, это милость, недаром у слов «умиление» и «милость» один и тот же корень. Это милость к окружающему миру, к людям, к природе, к диким животным, какую являл преподобный Серафим. Умиление было главным измерением его жизни, и в ответ на умиление сердца Господь и даровал ему Свою любовь, Свою благодать, Свою силу».
Не зарастает народная тропа к великому русскому святому — преподобному Серафиму Саровскому, по молитвам которого и в наши дни совершается множество исцелений, чудес и знамений. Не забываются и его слова, сказанные незадолго до кончины: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик-то ходите! Как вам время, вы и идите; чем чаще, тем лучше! Все, что ни есть на душе, что бы ни случилось с вами, о чем бы ни скорбели, придите ко мне, да все, все с собой-то принесите на мой гробик! Припав к земле, как к живому, все и расскажите, и услышу я вас, вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть, буду и во веки!»
Старец Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, объяснял условия этого стяжания (трезвение души и духа, чистота плоти) и его средства (пост, молитва, добрые дела).
Свято -Троицкий Серафимо — Дивеевский женский монастырь основан преподобной Александрой (Агафьей Семеновной Мельгуновой) в середине XVIII века по указанию Царицы Небесной. Своим четвертым уделом на Земле, после Иверии, Афона и Киева, Царица Небесная назвала Дивеево. Весь порядок жизни, соблюдаемый святой Дивеевской обителью, завещан преподобным Серафимом Саровским. Он был духовным родоначальником Дивеева, о чем говорил своим дивеевским «сиротам»: «Я вас духовно породил и во всех телесных нуждах не оставлю».
Дивное Дивеево. Четвертый удел Божией Матери на Земле, на который Царица Небесная обещала низвести все благословения Божии и Свои со всех Своих земных уделов.
Среди многих святынь Дивеева особенно ярко сияет Святая Канавка Царицы Небесной. Преподобный Серафим Саровский говорил многочисленным паломникам: «Кто хоть раз побывал в Дивееве и прошел по Святой Канавке, тот у Самой Богородицы в гостях побывал, ибо Она каждую ночь Своими стопочками обходит монастырь».
Паломники приняли омовение в святых источниках, прошли по Канавке Царицы Небесной, поклонились святыням монастыря, послушали рассказ об обители.
Паломники молились на Всенощном бдении.
1 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, была отслужена Литургия св. Иоанна Златоуста. Паломники исповедовались, причастились Святых Христовых Таин.
Еще раз прошли, молясь, по Канавке Царицы Небесной.
Затем переезд в один из древнейших русских городов — Муром (впервые в летописях упоминается под 862-м годом).
Паломники поклонились православным святыням муромской земли в Свято — Троицком женском монастыре,
Благовещенском мужском монастыре, Спасо — Преображенском мужском монастыре.
Преподобный Серафим не только был всем «в сладость видения лика своего», но и всех приходящих к нему учил, что предназначение человека — святость, что смысл христианской жизни — стяжание Духа Святого. Господь соделывает тела Своих угодников действительно сосудами Святого Духа, и всякий приходящий черпает из этого сосуда благодать. Каждый черпает в свою меру и получает по своей вере, ибо Бог подает нам Благодать Святого Духа не за труды и не за молитвы, а только за рождающееся от них смирение.
Материал подготовила Людмила Дерябина.