Двойной праздник

Это торжество, хотя и очень значимое для нашего прихода, но не главное. Основным престольным праздником является 21 ноября — Собор Архистратига Божия Михаилаи Всех Небесных Сил Бесплотных.

«Однако еще в 14 веке на этом месте существовала церковь именно в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех, — рассказывает отец Георгий Студенов. — И только в 1694 году, когда здесь был построен каменный храм, ему было изменено имя в честь Архистратига Божиего Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Так что покровитель у нас и тогда и сейчас тот же. Поэтому оба этих торжества одинаково почитаемы нами и нашими прихожанами».

Епископ Игнатий поздравил отца Георгия, клир и всех прихожан с этим замечательным историческим событием, которое некогда произошло в четвертом веке.

«Но какое это имеет отношение к веку XXI? – спрашивал нас владыка в своей проповеди. — На заре человеческой истории, когда Господь творил мир, во главе угла этого мира Он поставил человека, дав ему свободу и возможность реализовываться, но никогда не забывать о первом источнике, о Том, Кто воздвиг жизнь первого человека.<…> И Господь практически никогда не входил в историю человеческого рода так, как Он вошел в четвертом веке, когда произошло чудо в Хонех<…>

Те времена были непростыми. Безумствовали язычники, преследовали христиан, пытаясь всячески уничтожить все то, что было связано со Христом. Злая человеческая воля, решив разрушить все то, что было создано человеческими руками и Божественным присутствием, и к этому храму, и к этому источнику была неравнодушна. Потому что здесь люди получали исцеления, помощь и обращали свои сердца к Богу. Но дьяволу не нужно это обращение<…> Поэтому он вкладывает в сердца и умы язычников намерение разрушить и уничтожить место, к которому притекали тысячи и тысячи людей.

И тогда, соединив два водных потока, устроив водную стихию, они надеялись, что она смоет с лица земли все то, что было связано с именем Христа.

Мы знаем, что такое водная стихия. Еще совсем недавно мы слышали по телевидению, как наши соотечественники на Дальнем Востоке страдали от нее<…>. Кем бы ты ни был, президентом, главой администрации, простым человеком или успешным бизнесменом, эта водная природная стихия никого не пощадила.

Вот так и тогда этот огромный поток воды был направлен к храму. Но по молитвам преподобного Архипа явился Архангел Михаил и совершил не просто чудо. Он совершил спасение. Одним прикосновением он рассекает землю, и вода уходит в эту расщелину<…>

Разве в наши дни не те же человеческие злые устремления хотят разрушить то, что было создано нашими предками?

Не чудо ли было, что в начале XX века, когда, казалось, Россия находится на высшей точке своего экономического благополучия, за какой-то короткий период произошло разрушение всего<…>. Тринадцатый год был эталоном, по которому мерили экономическое развитие страны и иные степени развития государства<…>. В четырнадцатом году началась война, которой не было остановки. Она перешла в революцию, и с этого момента начались великие потрясения для нашего народа.

И, казалось бы, злая человеческая воля торжествовала победу, надеясь на то, что имя Христа из сердец человеческих в Российской Империи будет вычеркнуто навсегда. Но все они глубоко ошибались. Потому что сам Господь с Его Пречистою Матерью, сам Архистратиг Михаил встали на защиту нашего народа. И какие ухищрения, какие человеческие силы не полагали, каких пыток и коварных извращений не придумывали, — это не только лагеря и ссылки, это тысячи заживо погребенных, мучимых, терзаемых, предаваемых на распятие людей, — вера Христова все равно сохранилась в наших сердцах, и тысячи святых прославлены в сонме новомученников и исповедников Церкви Русской<…>.

Поток злой человеческой воли сметал в начале XX века все на своем пути, что было связано с Богом. И только лишь всеблагая воля Божия<…>остановила его. И сегодня мы, как и люди, жившие в четвертом веке, радуемся тому, что как была ударом копья Архистратига Михаила рассечена земля, и водный поток ушел, так и ушла нечисть с земли русской.

Но последствия безбожного правления видны и сегодня<…>. Казалось бы, открыто множество храмов, возрождаются монастыри, открываются школы, дети воспитываются в православной вере… Но все равно и здесь опять действует та же злая человеческая воля<…>. Снова и снова нам предлагается выбор пути без Бога который, как мы знаем из учений апостолов, ведет к смерти, не к жизни. Но почему-то этот путь кажется легким, и люди наши его избирают. В основе этого пути лежат корыстные человеческие отношения и полное отрицание Бога.

Сегодня наша молитва должна быть не менее сильной, чем была у преподобного Архипа, который взывал к Архистратигу Михаилу. Мы должны усердно молиться о том, чтобы Господь вразумил наш народ. Чтобы избирая путь, не избирали путь смерти. Чтобы избирая счастливую жизнь, мы этой счастливой жизни желали бы своим детям.

В чем проявляется забота о детях? Не в том только, чтобы одеть, накормить. Самое главное – воспитать, воспитать так, чтобы при любом проявлении зла, при любом проявлении злой человеческой воли, они могли сказать: «С нами Бог. Мы православные люди, воспитанные в традициях своих отцов, дедов и прадедов. И мы не дадим злу уничтожить все связанное со святостью и добром»<…>.

К этому сегодня и призывает Церковь. К этому всему призывает и священноначалие церковное, пытаясь еще и еще раз образумить наш народ. Пытаясь еще и еще раз напомнить о том потоке зла, который, как и в четвертом веке, повторился в начале двадцатого. Пытаясь напомнить о нашем великом прошлом, без которого не может быть и великого будущего,

Дай Бог, чтобы по молитвам святого Архистратига Божия Михаила, Господь вразумил каждого из нас. Чтобы наши действа, чтобы наша жизнь, не расходилась с нравственным законом. Не расходилась с Божественной волей. Только тогда мы будем жить, мы и дети наши. Аминь»…

Сегодня же случилось еще очень важное и счастливое событие в жизни нашего храма. На праздничной литургии владыка Игнатий совершил две хиротонии – диакона Анатолия Тормозова во иерея и алтарника Алексия Лисенкова – во диакона.

«Это очень радостное и важное событие для нашего прихода, — сказал, обращаясь к епископу Игнатию и ко всем присутствующим, настоятель протоиерей Георгий Студенов. — Клир Москвы пополнился еще двумя священнослужителями. И за эту радость мы Вам, владыка, очень благодарны. И, уверен, что эти люди, которые от Ваших святительских рук получили благодать священства, переживают сейчас очень и очень глубоко это состояние радости и света.

Псалмопевец Давид в своем восторге обращается ко Господу с такими словами: «Оденусь светом, яко ризою». Свету присуща полнота всей гаммы цветов. Если черный – это отсутствие цвета, то белый цвет – это совокупность всех цветов…это полнота — полнота красоты и света…

И сегодня белое облачение стало для тех, кто Вами был рукоположен одеждой Преображения. Как Господь Преобразился на горе Фавор, так и сегодня эта пятидесятница стала для этих двух людей праздником их преображения. Вы даровали им определенную власть, но также и огромную ответственность, о которой Вы сказали им в своем слове. И они с радостью это приняли».

После Литургии вокруг храма был совершен торжественный крестный ход. И уже потом все желающие могли поздравить диакона Алексия и иерея Анатолия. Было видно, что отцы очень взволнованы.

«Я очень благодарен Господу Богу, что Он выбрал меня на этот путь,- поделился диакон Алексий. — И нашему владыке за то, что сегодня свершилось такое великое таинство — таинство священства. То, что я чувствую, не описать никакими словами – эту благодать, любовь нашего владыки, нашего настоятеля… Конечно, хотел бы выразить большую благодарность всем, кто был здесь сегодня, всем людям, которые пришли помолиться, вместе с нами. Будем стараться и дальше служить Господу Богу нашему. И всем многая лета».

Отец Анатолий, по его признанию, шел к священству 20 лет. «И я исполнен благодарности: и Богу, и владыке Игнатию, и отцу Георгию, и всем людям, которые принимали участие в моем становлении. Я благодарен Богу за те встречи, которые были у меня на этом долгом пути, за тех людей, которых я встречал, которые поддерживали меня, направляли. С уверенностью могу сказать, всем хорошим, что во мне есть, я обязан им.

Сейчас рано говорить о том, ощущаю ли я какие-то внутренние изменения. Пока я чувствую только радость и то, что мне придется нести это счастливое бремя ответственности, которое мне доверено, всю свою жизнь».

Прихожане восприняли сегодняшнюю хиротонию очень близко к сердцу, как что-то очень личное. Те, кто по каким-то причинам не могли быть на службе, передавали через знакомых теплые слова.

Вадим Прищепа с недавних пор алтарник. Он помогает в храме по выходным. «Я, к сожалению, сегодня прийти не мог, но всей душой сопереживал Алексею… Теперь уже отцу Алексию…И отцу Анатолию… Я знал алтарника Алексея как скромного и очень доброго человека, с большим сердцем, трепетно относящимся к Богослужению. Уверен, он таким и остался, — этот родившийся новый человек, — диакон Алексий… Отец Анатолий – ответственный, серьезный, милостивый, достойный иерей. Хочется пожелать ему сил и терпения. Теперь он несет ответственность не только за себя и своих близких, но и за души других людей. В прошлое воскресенье я уходил и прощался с одними людьми, а в следующее приду и увижу других. И от этого радостно и светло».

Праздник 19 сентября установлен в Церкви по такому случаю…

Близ города Иераполя во Фригии было местечко под названием Херотопа. Когда-то тут стоял храм, посвященный Архангелу Михаилу. Построен он был рядом с чудесным источником. Все, кто с верою умывался его водой, получали исцеление от своих недугов. Сюда в большом количестве стекались не только христиане, но и язычники. Многие из них впоследствии крестились.

Исцелилась здесь, и немая девушка. Ее отцу явился во сне Архангел Михаил и пообещал, что дочь заговорит, попив воды из этого источника. Так и случилось, и в благодарность мужчина воздвиг этот необыкновенной красоты храм.

При этом храме поселился позже 10-летний отрок по имени Архипп, и прожил там 60 лет, будучи пономарем. Свободное от службы время он посвящал труду, молитве и чтению священных книг. Примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил ко Христу. Но другие, позавидовав славе подвижника, решили убить его, а источник с чудесной водой засыпать. Господь же хранил своего избранника. У злоумышленников отнялись руки, а из земли вышел огромный огненный столп и погнал нечестивцев.

Но настолько велика была ненависть язычников к Архиппу и ко всем христианам, что они не оставили мысли уничтожить церковь и источник, а его самого погубить. Для этого они выкопали ров, соединили в одно русло две горные реки, и направили водный поток на храм.

Архипп, узнав об этом, пал на колени и стал слезно молить Господа о помощи. Особо призывал он “хранителя” этих мест — Архистратига Михаила. И Архангел услышал его молитву. Он явился у храма и приказал воде остановиться. Затем ударом жезла  открыл в горе ущелье. “Да уничтожится здесь всякая супротивная сила и да получат здесь избавление от всяких зол все, приходящие сюда с верою”, — сказал он и приказал водам войти в расселину. Так они и текут по сей день.

Язычники в страхе бежали. А Архипп возблагодарил Бога и Архангела Михаила за великое чудо. Место же то с тем пор получило название Хоны — отверстие, расселина.

Елена Прищепа

изображения не найдены