К престольному празднику храма праведного Иоанна Русского. Интервью с протоиереем Андреем Смирновым

9 июня Русская Православная Церковь молитвенно чтит святого праведного Иоанна Русского. Попав в турецкий плен, где от него требовали принять другую веру, святой не только не предал Христа, но и многих в Греции и по всему миру обратил в христианство. Доныне святой Иоанн Русский почитается и в России, и в Малой Азии как неиссякаемый источник исцелений и благословения для всех, кто обращается к нему с верой. Настоятель храма праведного Иоанна Русского в Кунцеве протоиерей Андрей Смирнов рассказывает о святом, о том, как создавалась община и почему она появилась раньше, чем строился сам храм.

– Батюшка, проведите, пожалуйста, небольшой исторический экскурс. Интересно узнать, что было на месте нынешнего храма? Как вы вошли в программу «200»?

– Община храма святого праведного Иоанна Русского была образована в 1997 году. Была группа энтузиастов, которые обратились к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой благословить создание нового прихода и строительство нового храма. Было выбрано место на Рублевском шоссе. Там был фундамент недостроенного жилого дома. Его не построили, потому что рядом находился особо охраняемый объект, жилой дом, где был прописан первый президент Российской Федерации Борис Ельцин. Думаю, нам дали это место, потому что больше ничего там не построишь, а храм, может быть, получится. 

Год мы ходили туда, служили водосвятные молебны каждое воскресенье, окропляли это место святой водой. Даже сохранились фотографии тех далеких лет, 25 лет назад. Мы собирали документы для того, чтобы получить участок земли в пользование для храма. Нашим прихожанином, архитектором, уже был создан эскизный проект храма. Но последняя инстанция тогда нам его не согласовала. Таким образом, храм Иоанна Русского в самом Крылатском не получилось построить. Забегая вперед, скажу, что это место все-таки не пропало. Люди там молились, служили молебны, просили Господа, чтобы там был храм. И больше, чем через 10 лет, все-таки там решено было построить храм преподобного Алексия, Человека Божия. Молитвы людей не были тщетны. Господь распорядился, чтобы на этом месте просияла святыня. Тем более, что Алексий, Человек Божий, и Иоанн Русский, судя по их житиям, внутреннее очень похожи.

– Сложный путь пришлось проделать приходу, прежде чем храм был построен…

– Мы, как ветхозаветный народ, пустились в странствия. Сначала нам показали одно место для храма в Крылатском, потом другое место в Кунцеве, потом в районе Фили-Давыдково. Юридически храм до сих имеет название – Храм Святого Праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдкове. Но и с тем местом не сложилось. Мы не отчаивались, но в то же время уже начали задумываться, когда же закончится это странствие. И вот однажды мы пошли на очередное совещание к заместителю префекта Западного округа Сергею Балашову. И он сказал: «Хватит издеваться над людьми, отправляя их с места на место». 

Префект добавил, что есть место на Ярцевской улице, на территории природного комплекса. Примечательно, что это произошло в 2001 году, в день памяти святого праведного Иоанна Русского – 9 июня. Мы пришли в этот сквер, посмотрели на него. Со всех сторон его окружали автомобильные дороги и жилые дома. А протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Западного викариатства города Москвы, тогда сказал нам, что надо радоваться, потому что мы находимся в самой гуще событий и кругом люди. И с его благословения мы решили заниматься этим вопросом. Место было сложное, потому что здесь было огромное количество кабелей связи и коммуникаций. Мы начали разрабатывать проекты. 

Средств на строительство большого храма не было, поэтому мы построили небольшой деревянный храм Иоанна Русского, и 4 апреля 2004 года, в Вербное воскресенье, отец Георгий Студенов освятил этот храм малым чином. А через шесть дней, в Великую Субботу, приехал Святейший Патриарх Алексий II. Он долго стоял в алтаре, сказал несколько добрых слов. С того дня фактически началась Литургическая жизнь на нашем приходе в районе Кунцево. Тогда это был чуть ли не единственный храм в границах этого района Москвы. Сейчас есть еще один небольшой храм – преподобной Евфросинии Полоцкой.

– Получается, 9 июня стал знаковым днем для храма.

– Община была создана летом 1997 года, а в марте 1998 года я получил указ о назначении настоятеля. И община просила Святейшего Патриарха Алексия II, чтобы он сам нарек этот храм, как хотел. Так что освятить храм в честь святого Иоанна Русского было выбором Святейшего Патриарха. 

– И ключевое решение, определившее судьбу храма, тоже пришлось на праздник в честь этого святого.

– Конечно, это неслучайно. Когда у нас закончилось то совещание, мы сообщили, что празднуется память нашего святого, и в префектуре тоже были удивлены. 

– Батюшка, Вам известно, почему Патриарх решил посвятить храм Иоанну Русскому, если можно так сказать, не самому популярному святому?

– Однажды я задал похожий вопрос, когда Патриарх был в алтаре нашего храма. Он сказал, что был у мощей Иоанна Русского и, как я понял, хотел, чтобы и об этом русском святом знали. Он внесен в святцы Русской Православной Церкви по ходатайству митрополита Никодима (Ротова) в 1962 году. До этого нашего святого вообще не знали в России.

– Когда читаешь житие Иоанна Русского и при этом находишься в нынешней геополитической ситуации, то понимаешь, что преданность святого Родине и Христу заслуживает отдельного внимания. Сейчас все чаще люди ищут своей выгоды, нередко предавая Родину и Христа. Есть в этом что-то такое, что задевает струны души. Есть ли у Вас ощущение, что подвиг святого очень актуален для нас? 

– Мне трудно смотреть на него со стороны, мы больше смотрим изнутри. Это достаточно редкий случай святости. Иоанн Русский приобрел святость в плену. От него требовали отречения от Христа, принятия ислама. Он претерпел свойственные тем временам издевательства: ему мазали волосы на голове смолой и поджигали, топили в яме с нечистотами, но он очень твердо стоял на своем. Наверняка, он был не один, многие также не отрекались. Иоанн Русский, по житийным сведениям, был готов умереть, потому что понимал, к чему ведет такое упорство, но его не убили. У Бога был какой-то другой план насчет него. И этот Божий план сработал и работает до сих пор. Этот турецкий мусульманский род, в плену которого находился святой Иоанн, до сих пор существует, они помнят о нем и почитают его своим покровителем. 

– Отец Андрей, в храме есть частица мощей Иоанна Русского. Это всегда особая ценность, и получить ее непросто. Как мощи появились у вас?

– Был такой замечательный батюшка, любитель святынь – отец Сергий Рыбко, ныне почивший. Он создал замечательную общину. Мы были незнакомы, это было еще до начала строительства храма в 1999 году. И он как-то нашел мой телефон, позвонил и предложил приехать, принять частицу мощей святого Иоанна Русского. 

Мы собрались всем приходом, у нас уже была написана икона святого, и у себя в храме Святого Духа на Лазаревском кладбище он вручил нам частицу. Это был очень щедрый человек. Мы отслужили молебен, с благоговением приняли от него мощевик, установили его в икону, и сейчас она находится в храме. Она уже украшена, сделана риза. Прихожане приносили камни, свои украшения. Мы всегда поминаем отца Сергия.

– Отец Андрей, записываете ли Вы чудеса, которые случаются по молитвам у иконы святого?

– Летописей как таковых мы не ведем. Помогает все равно не святой, а Господь, благодать Святого Духа. Но Иоанн Русский не зря назван чудотворцем. Бывают, что люди приходят и говорят, что святой помог. Среди них была семья девочки с туберкулезом ноги. Решался вопрос об ампутации, и родные очень молились Иоанну Русскому. В итоге все обошлось, девочка уже об этом забыла, с тех пор прошло лет 15. А две лампадки от этой семьи до сих пор висят у иконы как память. 

– Отец Андрей, в 2010–2011 годах вы вошли в программу «200 храмов». Помогло ли Вам это? Когда все проходит под надзором государства, а не просто на пожертвования, дело спорится быстрее? Или все равно Вам пришлось сталкиваться с рядом трудностей? 

– По благословению Святейшего Патриарха Кирилла наш приход был включен в программу строительства новых храмов в Москве. Это упростило нашу деятельность по согласованию огромного количества документации. У нас со времен начала строительства накопилась целая с ней комната. Очень помогал нам Владимир Иосифович Ресин. То, что мы решали годами до включения в программу, с ним решалось за одно совещание.

– Кто сейчас ваши прихожане? Это жители близлежащих домов или люди, которые специально к Вам ездят? Ваша община существует на новом месте, но на старой закваске. Судя по всему, она дружная и инициативная, есть и подростковые группы, и группы милосердия. 

– Нынешний район Кунцево до 1960-х годов был городом-спутником Москвы, а после вошел в ее границы. Здесь промышленный район, и живет в основном инженерно-технический персонал, врачи, рабочие. Это обычные москвичи, многие здесь родились и здесь уходят из жизни. По населению это старый, устоявшийся столичный район. Я сам родился в Кунцеве, поэтому это для меня близко. Я знаю и понимаю этих людей, вместе с некоторыми мы еще играли во дворе. 

– Не каждый храм ведет такое количество социальных проектов, которые есть у вас. Это происходит по Вашей инициативе: желание открыть воскресную школу, заниматься окормлением социальных учреждений? Где истоки такого активного направленного социального служения?

– Воскресную школу нам рекомендовал открыть еще Святейший Патриарх Алексий II, чтобы у нас образовалось своего рода ядро прихода. Насколько я помню, уже в 1999 году она была открыта. Поскольку еще не было ни земли, ни помещений храма, мы собирались в библиотеке в Кунцеве по воскресеньям, люди приводили своих детей. И сейчас дети, которые туда ходили, приводят уже своих детей и знакомых, то есть, воскресной школе уже больше 25 лет. Есть семьи уже коренных прихожан, они активно участвуют в жизни прихода. 

В кружках была реальная необходимость, потому что в начале 2000-х таких кружков в Москве почти не было. Чтобы отвлечь детей от негативного влияния улицы, мы открывали кружки: «Мастерица», «Рукодельница» – именно с этой целью. Приходили приходские дети и дети со стороны. Поскольку это было бесплатно, спрос был. Тогда жизнь сама диктовала условия. 

– Это была инициатива прихожан? Они говорили, что умеют, например, вязать или плести макраме, и предлагали вести такой кружок для всех желающих? Или Вы сами просили помочь? 

– Прихожане приходили и говорили, что не знают, что делать со своими внуками, потому что боятся, что они на улице научатся тому, чему не нужно. 

Тогда на приходском совете мы начали думать, что сделать, чтобы хотя бы часть подростков отвлечь от этого негатива. А то, что они будут на приходе, это будет такое ненарочитое миссионерство. Они не будут бояться общаться со священником, не будут бояться войти в храм. 

– Если воскресная школа – это, скорее, стандарт, и она есть практически при любом храме, то подростковые клубы – это редкость. Самый сложный возраст, когда дети уже выросли и у них начинается период бунта. А работа с этой категорией часто проседает. При храме есть такой клуб. Чья была инициатива его открыть? Кто этим занимается, и какая основная задача стоит перед Вами как перед настоятелем и перед теми, кто непосредственно работает с детьми? 

– У родителей и детей, которые заканчивают курс воскресной школы, возникает логичный вопрос, что делать дальше. В воскресной школе они активно участвуют в приходской жизни, а потом они из нее выпадают. Потому нами была выстроена такая цепочка: воскресная школа, подростковый клуб, молодежное объединение. При этом дети могут быть в последнем классе воскресной школы и ходить в подростковый клуб «Парус». Так ребенок знает, что он закончит воскресную школу и все равно останется на приходе. Он будет ходить в этот подростковый клуб, посещать экскурсии, беседы, ездить в паломнические, туристические, краеведческие поездки. Это не только церковный аспект, это еще и краеведение, спортивные, туристические элементы, песни у костра, приготовление пищи. Это объединяет детей, и они ощущают себя частью прихода. А дальше они могут пойти в наше молодежное объединение «Верность» к старшим ребятам.

Некоторые в этом объединении создают семью и потом приводят уже своих детей в храм, сначала креститься, потом причащаться, а потом уже записывают их в младшую группу воскресной школы. Все эти школы и клубы – это объединяющая основа, а задача, чтобы дети вели церковную жизнь и чувствовали себя членами общины. Есть разные приходы и у всех разные акценты деятельности. Если миссионерские, есть молодежные. А у нас так получилось, что это самый обычный московский приход, где есть и молодежь, и пожилые люди. А как можно вести молодежную работу, если у них не будет уважения к старикам? У нас в храме имеется сто мест для сидения. Таким образом мы решили вопрос посещения храмов в будни, потому что пожилые люди не могут стоять службу, им тяжело. 

Связанные изображения: