«Время добрых дел»: социальное служение в Западном викариатстве в период пандемии

На протяжении двух месяцев пандемии коронавирусной инфекции в Москве была широко развернута волонтерская помощь нуждающимся, находящимся на самоизоляции в медицинских и социальных учреждениях. Не остались в стороне и храмы Западного викриатства.

Мы продолжаем рассказывать о том, как работала в этот период социальная служба Западного Викариатства.

Рассказывает Антонина Андреевна Суворова, ответственный социальный работник храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском:

« За эти два месяца мы с волонтерами получили 96 вызовов. Просьбы о помощи исходили в основном от пожилых людей, многодетных семей и от людей, находящихся на карантине.

Нам очень повезло с благотворителями. Раба Божия Анастасия помогла семье Гуськовых, которая воспитывает двух детей-инвалидов, Настя встретилась с родителями, обсудила детали оказания помощи, сама все купила и привезла нуждающимся. Раба Божия Оксана тоже помогла нам с продуктами, заказав через интернет все, что было необходимо. Мы очень благодарны сестрам за оказанную помощь! Да хранит их Господь».

«Период пандемии — период открытий. Я увидела, как много горящих сердец находится рядом с нами, сердец, готовых не просто сочувственно откликнуться, но и доказать свою любовь к ближним на деле. Да что уж говорить, Вы знаете, сколько у меня волонтеров? А я Вам отвечу: 30! 30 человек! И многие на машинах. Правда, в последнее время смогли обслуживать наших подопечных всего лишь 11 из них, у остальных просто-напросто отсутствовал пропуск. – отметила Антонина Суворова.

Также социальный работник рассказала о том, каким образом организована социальная помощь: «Заказывают продукты обычно нам по телефону, звонят мне, я принимаю заказ, а затем зову на помощь свободных ребят. Они берут у меня номер телефона нуждающегося, звонят ему, предупреждают о своем приходе. Как только волонтер появляется на лестничной клетке, он сразу видит, что к двери нужной квартиры прикреплен мешочек с запиской, он его забирает, идет в магазин/аптеку, покупает все необходимое, а затем возвращает пакетик с чеком и сдачей на ручку двери и кладет у порога квартиры сумки с продуктами или лекарствами. Волонтеры работают в максах и перчатках, мы заботимся о наших подопечных».

Прихожане храма иконы Божией Матери Знамение в Кунцево испекли хлеб для нуждающихся.

«Жалко только, что мы не можем оказать помощь в полной мере – сетует Антонина Андреевна — волонтеры не могут заходить в квартиру, а, значит, мы не можем помочь нашим старикам убраться, помыться, подстричься, приготовить еду. Очень скорбим об этом, но надеемся на скорую радость встречи… Не унываем. Много примеров добрых дел! Очень много! Слава Богу за все!»

 

О том, как трудились на ниве милосердия волонтеры храма Иверской иконы Божией Матери на Мичуринском проспекте рассказала Инна Викторовна Новикова, социальный работник храма.

 

«За эти 2 месяца ко мне пришло понимание того, как нужно взаимодействовать с пожилыми людьми, — рассказывает Инна Викторовна, — ведь они, оказывается, совершенно не привыкли получать, а уж тем более просить о помощи. Когда только начался карантин, то многим я звонила сама, спрашивала, нужно ли что – то. Многие наши бабушки с улыбкой отказывались, стеснялись, и только после того, как я говорила, что наша помощь по благословению батюшки-настоятеля, они соглашались принять ее. Представляете, они стеснялись!»

«У нас есть постоянная команда добровольцев, в основном это мужчины: Александр, Владислав, Петр. Они развозят пожилым продукты, лекарства. Приезжают на машинах по первому же зову! Делают все быстро, четко, но с безграничной любовью к ближнему. А есть еще один интересный пример волонтерства – большая многодетная семья из Олимпийской деревни тоже помогает пожилым прихожанам, даже у многих принимает записочки для поминовения в храме.

Помимо будничных дней, на этот непростой период выпало 2 праздника: Светлое Христово Воскресение -Пасха и 75-я годовщина со Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Наших бабушек с этими знаменательными датами мы тоже поздравили: на Пасху разнесли освященные куличи, яйца. А 9 мая от всей души поздравили с праздником самую пожилую прихожанку храма, правда подарки наша бабушка принимать отказалась- боится, но с нетерпением ждет, когда сможет обнять всех и получить поздравления очно.

За 2 месяца мы с моими помощницами Мариной и Еленой 3 раза были в подопечном ПНД №5, отвезли им несколько десятков сумок с вкусными и полезными подарками. Жалко, что гулять и обниматься пока еще нельзя.

Люди очень скучают по храму, по службам. В этот непростой период мы молимся о здоровье больных, о помощи Божией тем, кто борется за наши жизни. Люди стали другими, добрее стали».

 

«Наш приход был проверен боевой ситуацией. И мы справились» — рассказывает координатор добровольцев храма преподобного Андрея Рублева в Раменках о социальном служении во время пандемии.

 

С 26 марта в Западном викариатстве работает телефон горячей линии помощи тем, кто не может покинуть дом в связи с особым риском заражения коронавирусной инфекцией. Районные социальные службы давали этот телефон своим подопечным — так, за время карантина приходами было обработано более тысячи заявок. О том, как была организована работа волонтеров храма Андрея Рублева в Раменках и что в ней было самым сложным — рассказала координатор добровольцев храма Анна Кисличенко.

 

В период пандемии, когда храмы оказались закрыты, дела милосердия стали для верующих людей отдушиной, выражением их веры, а приходская жизнь сосредоточилась вокруг социального служения. Работа добровольцев велась по трем основным направлениям: адресная помощь жителям района, ветеранам войны и труда, помощь приютам для бездомных, поздравление ветеранов с Днем Победы.

 

«Всего за время карантина мы приняли и обработали более 150 заявок, — рассказывает помощник настоятеля по социальной работе в храме Андрея Рублева Анна Кисличенко. — С появлением горячей линии мы опубликовали информацию об этом на сайте прихода, вывесили объявление в храме, затем быстро определили круг лиц, который будет помогать и сделали пропуска нашим добровольцам. Каждый день они доставляли продукты и лекарства пожилым людям и тем, кто не может покинуть свой дом. На Пасху развозили куличи, артос и святую воду. Бездомным за время карантина было передано не менее 600 кг продуктов».

 

После ослабления карантинных мер добровольцы начали посильно помогать паллиативным больным больницы свт. Алексия, а на приходе и по всему району социальная служба объявила акцию по сбору продуктов для нуждающихся и бездомных. Посылки с гуманитарной помощью теперь отправляются почтой даже в регионы.

 

«Наша группа добровольцев, объединенная желанием помогать ближним, работала активно всегда — помогала сестрам милосердия в больницах, приютам для бездомных, детским домам. В период пандемии мы не вышли из рабочего режима, наоборот, стали работать больше — временами не успевали даже пообедать», — делится Анна Кисличенко.

 

Чтобы быстро обрабатывать поступавшие заявки, волонтерами был создан чат «Делай добро». Возможность взаимодействия координатора работы с добровольцами была расширена — как только поступала заявка, о ней сообщалось в чат и волонтеры незамедлительно реагировали на нее.

 

«За время пандемии наш приход особенно сплотился. Да, мы и раньше могли друг на друга рассчитывать, знали, что не подведем, но сейчас мы были проверены боевой ситуацией — и мы справились. Когда необходимость помощи ближнему стала как никогда явной, для людей эта ситуация стала возможностью проявить милосердие в действии. В этом порыве к нам присоединилось много новых единомышленников — и это радует больше всего», — отметила координатор добровольцев.

 

Самоотверженный и бескорыстный труд приходских волонтеров — простых людей, которые не смогли быть равнодушными в такое тяжелое время нашел отклик и в сердцах тех, кто был далек от веры. «Среди ветеранов, которым мы помогали, были и убежденные атеисты: они сразу дали понять, что к храму не имеют никакого отношения. Была такая история: один дедушка чуть не довел нашу девушку-волонтера до слез. Он всегда разговаривал с ней приказным тоном, командовал, относился к ней как к наемному работнику. Мы все удивлялись и не понимали, с чем это связано — наши волонтеры крайне внимательны и трудолюбивы. Только через два месяца регулярной помощи этот дедушка понял: все, что мы делали для него, делали безвозмездно. Когда он узнал, что девушка помогала ему просто так, он был искренне удивлен. Оказалось, у людей того поколения просто не было такого понятия как волонтерство. Эта история очень растрогала и нас, и его», — заключила Анна Кисличенко.