Какие пищевые ограничения нужно накладывать на себя, если отпуск пришелся на пост? Нужно ли держать пост, если заболел? Просить ли благословение на каждый пост при хронических заболеваниях? Сегодня, когда православные вступили в Успенский пост, мы говорим об этом с настоятелем храма Трех святителей в Раменках протоиереем Александром Никольским.
– Отец Александр, все чаще замечаю, что люди к летним постам относятся с некоторым пренебрежением. Есть Великий пост, который стараются соблюдать, а летние посты как будто проходят мимо. Вы наблюдаете такую тенденцию?
– Все по-разному относятся. Но у некоторых действительно есть такое мнение. Я думаю, что это неправильно. Я много раз наблюдал, как к концу лета люди приезжают с отдыха недовольными, потому что у них были большие внутренние искушения в семье. Когда я спрашивал, молились ли они в это время, соблюдали ли посты, они отвечали, что, как правило, пропускали молитву и не соблюдали пост – расслабились. Что тут можно сказать? Вы расслабились, и вы получили. Понимаете, нельзя уйти в отпуск от Бога. Вот мы поработали Богу, а потом ушли в отпуск отдыхать. Люди считают, что если это отдых, то надо по-настоящему расслабиться, порелаксировать. Молитва и пост – это же определенный труд, а хочется про все забыть, гулять, есть и пить в свое удовольствие. Бог, конечно, на нас не обидится, а вот диавол может этим воспользоваться.
– В этой ситуации правильно стараться вообще не брать отпуск в дни поста или, если это невозможно, немного ослабить молитвенное правило и постовые ограничения?
– Во-первых, не такие уж большие молитвенные правила у мирян. Утром 15 минут, вечером 20 минут – это не всенощное бдение. Источник радости и любви – это Бог. В другом месте ты его не найдешь. Ты не найдешь истинного отдыха в котлетах, в вине. Да, это некое психологическое расслабление. В праздник можно немного вина употребить, в меру можно поесть. Но если ты отрываешься от духовной жизни, то ты отрываешься от Бога. И твои страсти взметнутся обязательно и не дадут тебе отдыхать. Если диабетик не будет колоть инсулин и принимать лекарства, он может умереть. Так и мы не можем не глотать регулярно «таблетки» духовной жизни, иначе наше внутреннее самочувствие упадет до нуля. Подумаешь, постная среда и пятница, что тут такого? Успенский пост, конечно, строгий, как и Великий, но он только две недели. А Петров пост бывает и месяц, но в этом году, например, 11 дней. И потом, в этот пост можно есть рыбу.
Понимаете, очень важно не забывать о Боге. Как апостол говорит, пища нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Нас приближает к Богу отношение к пище, служение Ему. А большинство из нас не очень ревностно служат Богу. А потом мы еще спрашиваем: почему все так плохо? в чем я виноват? Мы не сразу понимаем, что можно жить Богом. У нас есть некое заблуждение, что есть Бог, Его высокая сфера, к которой мы хотим присоединиться, и есть диавол, с которым мы не хотим иметь никаких отношений. А есть наша человеческая жизнь, отдельная. Но нет никакой своей жизни! Нас сотворил Бог, мы сами себя не творили. А дальше от нас будет зависеть, куда мы будем клониться, к Богу или к диаволу. Когда мы говорим, что хотим отдохнуть от Бога, то автоматически отходим к диаволу. Других вариантов нет. Наша ошибка в том, что мы считаем, что есть «серая зона». Мы думаем, что без Бога можно замечательно прожить, а это невозможно по определению. Любовь идет от Бога, радость идет от Бога.
– А когда Ваши прихожане говорят, что едут в отпуск, и просят послабления, Вы даете?
– Мои прихожане мне такое не говорят. Послабления просят обычно по здоровью. Понятно, что в питании могут быть какие-то послабления в зависимости от лечения, например. Но можно это компенсировать молитвой, не столько количественно, сколько качественно, чтобы не оторваться от Бога. На нашем приходе были случаи, когда люди молились по ночам, читали акафисты, Псалтирь на отдыхе.
– Когда раньше паломники шли из города в город пешком и несли какие-то труды и тяготы, то можно было получить послабления, на мой взгляд. Но если ты сел на комфортный поезд или самолет, то вряд ли ты назовешь себя путешествующим.
– Это как шутка в семинарии о том, что, чтобы съесть колбасу в пятницу, нужно подняться на второй этаж. Понятно, что есть обстоятельства непреодолимой силы, но даже в путешествие можно взять с собой постный продукт без химических добавок.
– Возникает вопрос о суррогатах и заменителях. Ведь есть и постная колбаса, и постный майонез. Мне кажется, в этом все равно есть некий обман.
– Согласен. Все-таки пост – это не воздержание от белка животного происхождения или безглютеновая диета. У нас стоит вопрос не о здоровье. Пост – это все-таки утеснение чрева. Тут мы должны хотя бы формально не есть эту постную колбасу. Однажды прихожане предложили мне Великим постом котлеты. Я ел и не мог понять, что это такое, хотя знал, что мясными эти котлеты точно быть не могут. По вкусу не отличишь, а оказалось, что они соевые. Это все же некий обман, а нужно себя немного утеснять.
– Если кто-то из членов семьи против поста, против Церкви, и, когда ты едешь в отпуск, тебе говорят, что нужно менять рацион, стоит ли вкушать эту пищу, чтобы не было конфликтов в семье, или стоять на своем?
– Смотря какой конфликт. Если сделали пару замечаний, это одно. Можно со временем приучить. Я в свое время был одним верующим в семье, один постился и ходил в храм. Мои родители воцерковились, когда я уже был священником. У меня это проходило нормально. Но если бывают жуткие скандалы, то, может быть, лучше не провоцировать, где-то пойти на уступки. Конечно, скандалы не нужны в отпуске. Любовь выше, тем более что мы не монахи, которые дают обет, у нас такой строгости нет. Или же нужно искать возможности помолиться, тогда ты будешь чист перед Богом, ведь ты хочешь поститься, но не можешь.
– Давайте поговорим про послабления по здоровью. Однажды я услышала прекрасный совет от отца Павла Островского, что если тебе положено есть мясо по показаниям, то это не значит, что ты должен отрезать себе большой красивый ломоть и вкусно поджарить его, а нужно отварить мясо и съесть его сухим и пустым, чтобы это было твоим лекарством и ты получил необходимый белок. Или лучше заменять растительными продуктами? Для многих это актуальный вопрос. Мне кажется, что мы сейчас не вполне здоровы и лишения иногда могут навредить.
– Бывает, когда проблемы с кровью, нужна говядина, даже не куриное мясо и не свинина. Конечно, отварная говядина лучше для здоровья, чем жареная. Жареная вредна для желудка и печени. Некоторым прописывают вино, когда плохая кровь. Когда у человека серьезная болезнь, это заменяет все посты. Пост можно соблюдать или нет, можно дать послабление, а от болезни послабления нет. Иоанн Златоуст говорил, что болезнь – это лучшая форма поста. В этой ситуации нужно строго соблюдать все предписания врача, потому что многие воспринимают болезнь как повод есть все, что хочется. Иногда врачи прописывают такую диету, что лучше уж поститься четыре раза в год, а не годами каждый день.
Одной моей знакомой можно было есть только свежий творог без добавок и гречку. Только два продукта каждый день круглый год. Как вам такой пост? При некоторых болезнях православные посты – это полезно для разгрузки, потому что ешь очень простую, нежирную и неострую пищу, и самочувствие улучшается. Иногда мы используем болезнь как прикрытие наших страстей.
– При хронических заболеваниях нужно подходить к священнику за благословением на послабление каждый пост?
– Один раз подошли и всё.
– Перед каждым постом не нужно спрашивать?
– Нет, если самочувствие не ухудшилось. У меня есть болящие прихожане, которые признаются, что их самочувствие ухудшилось. Бывали случаи, когда Великим постом им благословлялось есть мясо, творог, лишь бы это помогло и улучшилось самочувствие. И, наоборот, бывают случаи, когда люди просят начать поститься, почувствовав улучшение самочувствия. Еда – это не основное. Главное – это служение Богу. Если ты стал более ревностно молиться в пост, пошел в волонтеры – это то, что нужно. Надо быть с Богом. Пищевой пост – это одна из форм служения Богу, но не единственная. А в широком смысле слова пост на грехи никогда не отменяется, он круглогодичный.
– Все равно большинством людей пост воспринимается как пищевое ограничение.
– Людьми еще воцерковляющимися и недостаточно воцерковленными – да. На самом деле пост – это путь к Богу, воздержание от греха, исполнение заповедей Христовых. Это вещь, без которой нельзя жить, иначе ты просто умрешь духовно и телесно в конечном счете. Это насущная потребность каждого человека, как вода. Иначе начнут появляться унылые мысли, будут развивается страсти, которые будут убивать душу. Для любящего, как говорит Священное Писание, нет закона. Если хочешь стоять выше всех ограничений, будь свят.