Епископ Одинцовский и Красногорский Фома выступил с докладом на конференции «Духовно-нравственное воспитание в современной школе: традиции и инновации»

25 ноября 2021 года в рамках регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» прошла IX Научно-практическая конференция Западного викариатства «Духовно-нравственное воспитание в современной школе: традиции и инновации».

Конференция прошла при информационной поддержке Городского методического центра Департамента образования г.Москвы, и в ней традиционно приняли участие работники сферы образования и просвещения (учителя начальных классов и средней школы, педагоги дополнительного образования и социально-психологической службы, заместители директоров по воспитательной работе) Западного административного округа г. Москвы, представители воскресных школ и духовенства, ответственные за образовательную деятельность на приходах Западного викариатства общим количеством 78 человек.

В начале конференции с кратким докладом выступил Преосвященнейший Фома, епископ Одинцовский и Красногорский, управляющий западным московским викариатством).

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Рад приветствовать организаторов и участников IХ Научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание в современной школе: традиции и инновации».

Наша конференция, как обычно, проходит в конце календарного года, подводя своего рода итог сделанному и определяя новые направления в общественном обсуждении духовно-нравственных вопросов на предстоящий период. И это не случайно, поскольку традиционно каждый новый год начинается с важнейшего события в Церковно-государственных отношениях – Международных Рождественских образовательных чтений. Тема предстоящих, юбилейных XXX Чтений: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Но прежде чем перейти к этой теме, давайте еще раз вспомним, что уходящий год был ознаменован празднованием 800-летия со дня рождения одного из величайших сынов нашего Отечества – святого благоверного князя Александра Невского. Он вошел в историю государства не только в качестве непобедимого полководца, выдающегося политического и государственного деятеля, но и истинного поборника и защитника Православной Веры.

Говоря о теме грядущих Чтений, следует отметить, что личность императора Петра для Государства Российского является не менее значимой. Однако итоги его правления неоднозначно оцениваются как в церковной, так и в исторической науке. В этой связи и необходимо обратить внимание на поворотный момент во взаимоотношениях Церкви и государства, когда на смену сотрудничества и взаимодействия, существовавшего в Средневековой Руси, пришла новая модель отношений на основе идеи секуляризации, где Церковь утратила свою самостоятельность и независимость, оказавшись фактически в подчинении у государства.

Сейчас, полагаю, всем уже стало очевидно, что такое положение вещей не принесло пользу ни государству, ни Церкви, ни обществу российскому.

Имея попечение о всех без исключения людях, Церковь может в полной мере реализовывать задачи своего служения только будучи свободной от политических влияний, конъюнктурных амбиций, частных интересов, имея автономию по отношению к государству.

Мы знаем много примеров того, что принятие обществом христианских норм морали в качестве основы общественных отношений, не только позволяло людям обрести подлинную свободу от греха и строить свою жизнь по совести, но и способствовало укреплению государства в конкретные периоды своего развития. Пожалуй, именно в такие моменты истории и раскрывается истинный смысл и значение духовно-нравственных ценностей в жизни человеческого общества, попытки подмены которых мы сегодня, к сожалению, наблюдаем. Уверен, что и в наше непростое время именно религиозная основа жизни людей во многом может стать нравственным камертоном по отношению к негативным процессам, происходящим в области культуры, науки, образования – да во всех сферах как личной, так и общественной жизни.

Конечно, Церковь не может и не должна вмешиваться в дела государства, но предостеречь от ошибок, связанных с попранием Богом дан-ных, а потому неизменных нравственных ценностей, Церковь просто обязана. И делать это надо так, чтобы быть услышанными.

Вот, например, сегодня под флагом объявления высшей ценностью свобод и прав человека в современном секулярном мире размываются границы между добром и злом. Поэтому мы с вами призваны противостоять тому, что понятия справедливости, духовности, нравственности интерпретируются в соответствии с корыстными, зачастую низменными интере-сами различных лиц и общественных групп; групп, наделенных влиянием в информационном пространстве и других сферах, касающихся формирования мировоззрения человека.

В современных условиях Церковь, как свидетель Вечной абсолютной истины, призвана противостоять этим процессам. Мы должны показывать и доносить до общества и государства порочность, опасность такого рода разрушительных тенденций.

Вместе с тем отрадно констатировать, что, несмотря на все негативные тенденции уже даже не постиндустриального, а называемого сегодня политологами «пострелигиозного» общества, растет число людей, обратившихся к вере, пришедших в Церковь, – людей различной этнической и культурной принадлежности, разных возрастов, политических веяний, имущественного и социального положения, уровня образования и воспитания, с надеждой ищущих спасительной для них встречи со Христом.

Сегодня становится все более очевидным, что ни успехи человеческого разума в познании мира, ни информационные технологии, ни секуляризация общественной жизни, в том числе атеистическая, не утоляют жажду человека в поиске ответов на вечные вопросы бытия и смыла жизни.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в данной области необходимо различать два подхода: подход социологический и подход правовой, согласно которому наше государство является светским, обеспечивающим каждому свободу совести и вероисповедания.

С социологической же точки зрения мы не можем не видеть возрастающие запросы общества в области веры и религии. Сегодня можно говорить о том, что процессы возрождения православия, как духовной скрепы нашего народа, как нравственного идеала, касаются в целом культурной самобытности всего нашего общества.

Подлинная духовность, национальное самосознание, сила духа нашего народа, на мой взгляд, невозможны без бережного отношения к своей истории, культуре, ценностям и традициям, формирующим цивилизационный код нашего многонационального Отечества с его духовными и религиозными нормами.

Мы с вами живем в интереснейшее время – время перехода от эпохи секуляризации к новой эпохе – эпохе, когда религия вновь приобретает значимость, становится актуальной, вопреки всем злопыхательствам на тему так называемой «клерикализации» общественной жизни.

Убежден, разница в секулярном и религиозном мировоззрении лежит не в области интеллектуальных измышлений или философских убеждений, и даже не только в области морали или нравственных идеалов, это спор о смысле жизни каждого человека и о будущем человечества.

Думаю, что именно поэтому сегодня в обсуждении заявленной темы Рождественских чтений принимают участие не только священники, богословы и церковные педагоги, но и представители научного сообщества, образовательных учреждений, общественные деятели. Вот так, вместе, в доброжелательной дискуссии мы и должны обсуждать вопросы, которые касаются не только внутренней жизни Церкви, но и жизни нашего общества.

Всем участникам и докладчикам сегодняшней конференции хочу пожелать успешной и плодотворной работы.