Казанская икона Божией Матери. «…И многия чудеса отъ тово образа быша»

Клирик храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском города Москвы и преподаватель Московской духовной академии иерей Илия Письменюк с точки зрения исторических источников рассказывает об участии Казанской иконы Божией Матери в освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков в 1611–1612 годах и об установлении в честь этого события церковного празднования. 

4 ноября по новому стилю совпадает два важных для Русской Православной Церкви и Российского государства события: празднование в честь Казанской иконы Божией Матери и государственный праздник «День народного единства», установленный в память освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Какую же роль в освобождении столицы Российского государства сыграла Казанская икона Богородицы? Попробуем ответить на этот вопрос с опорой на исторические источники. 

В начале 1611 года к захваченной польско-литовскими войсками Москве выдвинулось Первое народное ополчение. В его рядах шли и воины Казанского ополчения, взявшие с собой список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Об этом повествует Никоновская летопись и «Летопись о многих мятежах и о разорении Московскаго государства от внутренних и внешних неприятелей (…)»: 

В рядах Первого народного ополчения шли воины, взявшие с собой список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери

«Принесоша же ис Казани образъ пречистые Богородицы, списокъ с Казанские иконы, всеже служивые люди поидоша пешие, тоиже Заруцкои с казаками встретилъ в конехъ, казаки же служивых людеи лаяху и поносяху их; они же в великои ужасти быша отъ нихъ, чаяху таковаже убоиства на себя, какъ на Прокофья. На утрии же по приходе пречистые Богородицы поидоша вси подъ новои монастырь; в та же время прииде понизовая сила подъ Москву, и новои девичеи монастырь взяща, и инокинь из монастыря выведоша в табары, и монастырь разориша и выжгоша весь, старицыже послаша в монастырь в Володимеръ. Многиже подъ темъ монастыремъ дворяне и столники искаху сами смерти отъ казачья насилия и позору, и многия побитъ, и от ранъ многия изувечены быша»[1]. 

Из приведенного выше отрывка мы узнаём о том, что донские казаки одного из полководцев, возглавивших Первое ополчение, атамана Ивана Заруцкого, с поношением встретили казанцев. После принесения Казанского образа войскам ополчения удалось освободить от захватчиков Новодевичий монастырь, но казаки затем разграбили святыню. Подобные действия казаков Ивана Заруцкого, а также иные распри привели к тому, что Первое ополчение фактически развалилось и многие его войска отступили от Москвы «коиждо по своимъ градомъ»[2]. 

После принесения Казанского образа войскам ополчения удалось освободить от захватчиков Новодевичий монастырь

О дальнейшей судьбе иконы мы также узнаём из Никоновской летописи. Несмотря на развал Первого ополчения летом 1611 года, образ Казанской иконы оставался под Москвой до зимы, когда был, наконец, отпущен обратно с казанским протопопом. Однако домой образ вернуться не успел: «Тойже образъ с протопопом Казанским отпустиша назад, протопопъ же приде в Ярославль»[3]. Во время остановки в Ярославе туда как раз подошло войско Второго народного ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым. К тому времени образ Казанской иконы уже был прославлен среди русских воинов и пользовался почитанием, так как именно с ним был освобожден Новодевичий монастырь. Полководцы захотели взять с собой икону в поход на Москву, но, чтобы не обижать казанцев, с находившегося в Ярославле образа был сделан и украшен список, который и отправился вместе с протопопом в Казань. Сам же Казанский образ вернулся опять под стены Москвы, «и многия чудеса отъ тово образа быша, въ етманскои же бои и в московское взятье многиежъ чудеса быша»[4]. 

Весть эта дошла до русского войска и укрепила его моральный дух. 22 октября ополчение пошло на приступ и взяло штурмом Китай-город, что, по сути, предрешило благополучный исход дела освобождения Москвы. Далее в Прологе сообщается, что в ближайший воскресный день в благодарность Господу и Пресвятой Богородице за помощь в освобождении столицы в Успенском соборе Кремля была отслужена Литургия: «И оттоле уставиша таковый праздник праздновати Пресвятыя Богородицы, месяцы октоврия в 22 день, в оньже преславная победа и заступление, Богоматерними молитвами бысть, на воспоминание предбудущым родом, во славу Христа Бога»[6].О дальнейшей помощи Богородицы в освобождении стольного града от захватчиков мы узнаём из Пролога (древнерусский житийных сборник). В издании Пролога 1895 года на 22 октября есть запись: «В тойже день празднуем Пресвятой Богородице избавления ради от ляхов». В ней рассказывается о том, что перед приступом Москвы войско Второго ополчения в первую очередь обратилось с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице, а также взяло на себя трехдневный пост. В то же время в Москве было видение находившемуся там в плену греческому епископу Арсению. В этом видении епископу явился преподобный Сергий Радонежский, возвестивший следующую весть: «Арсение, се Господь Бог услыша молитву рабъ своих, и молитвъ ради всенепорочныя Матери Своея Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и великих чудотворцев, Петра, Алексия и Ионы, с нимиже и азъ ходатай быхъ: заутра градъ сей предаетъ Господь Богъ в руце православнымъ христианомъ и враговъ вашихъ низложитъ»[5].

Однако сообщение Пролога об установлении праздника Казанской иконе Божией Матери 22 октября сразу после освобождения Москвы кажется несколько поспешным. Во всяком случае, Никоновская летопись предлагает немного иную и более подробную последовательность событий. После освобождения Москвы образ Казанской иконы Богородицы был помещен в приходском храме князя Дмитрия Пожарского в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм (разрушенная в 1924 году церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке). 

Когда был избран и воцарился на престоле государь Михаил Федорович Романов, священнослужители Введенского храма сообщили царю о чудесах, бывших от Казанской иконы Божией Матери. Михаил Федорович и мать его инокиня Марфа Ивановна стали очень почитать данный образ и установили в его честь большие празднования с крестными ходами. Причем в дополнение к летнему празднику Казанской иконы Божией Матери было установлено местное московское почитание 22 октября (старый стиль) «на память иже во святых отца нашего Аверкия Ераполсково чудотворца, како очистися Московское государство»[7].

Общецерковное празднование 22 октября в честь Казанской иконы Божией Матери было установлено уже при сыне Михаила Федоровича – царе Алексее Михайловиче. Об этом мы узнаём из Окружной царской грамоты государя Алексея Михайловича «О праздновании явлению чудотворной иконы Казанской Богородицы в 22 день октября» от 29 сентября 1649 года, адресованной архиепископу Вологодскому и Великопермскому Маркеллу. В этой грамоте царь упоминает установление местного московского праздника в честь Казанской иконы Божией Матери при царе Михаиле Федоровиче в воспоминание освобождения Москвы, а также повелевает распространить этот праздник на всю Русскую землю по причине рождения у него в этот день (22 октября 1648 г.) сына – царевича Дмитрия Алексеевича:

«В прошлом в 121 году (1612 г. – прим. авт.) октября в 22 день, милостию Божиею и молитвами и заступлением Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, явления чудотворныя иконы Казанския, на память Святого Аверкия Епискупа Ерополского Чудотворца, Московское государство от Литовских людей очистилось, и сего ради Божия милосердия уставили праздновать Пречистой Богородицы, явлению чудотворныя иконы Казанския, в царствующем граде Москве, при отце нашем, блаженныя памяти при Великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче всея Руси, а в прошлом во 157 году Октября в 22 день, на праздник Пречистыя Богородицы, явления чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения, Бог одаровал, родися нам сын, Государь Церавич Князь Дмитрий Алексеевич: и мы указали ныне в тот день, Октября в 22 день, праздновать Пречистой Богородице, явлению чудотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы…»[8].

[1]Русская летопись по Никонову списку / Изданная под смотрением Императорской Академии наук. Санкт-Петербург: при Императорской Академии Наук. 1792. Ч. 8. С. 167-168; Летопись о многих мятежах и о разорении Московскаго государства от внутренних и внешних неприятелей / Собрано из древних тех времен описаниев. Санкт-Петербург: 1771. С. 236-237.

[2]Русская летопись по Никонову списку / Изданная под смотрением Императорской Академии наук. Санкт-Петербург: при Императорской Академии Наук. 1792. Ч. 8. С. 170. 

[3]Там же. С. 209.

[4]Там же.

[5]Пролог. Книга первая. Месяцы сентябрь-февраль. Санкт-Петербург. 1985 г. С. 108. 

[6]Там же. С. 109.

[7]Русская летопись по Никонову списку / Изданная под смотрением Императорской Академии наук. Санкт-Петербург: при Императорской Академии Наук. 1792. Ч. 8. С. 209-210. 

[8]Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Том IV. СПб. II Отделения Собственной Е.И.В.

Источник: Monastery.ru