Труды святителя Тихона Московского по развитию семинарского образования на американской земле

9 октября Святая Церковь чтит память святителя Тихона, Патриарха Московского. Много трудов он приложил для развития духовного образования на американской земле.

Клирик храма Иверской иконы Божией Матери иерей Илия Пиьменюк рассказывает о вкладе будущего Патриарха в развитие семинарского образования на американской земле.

 

Жизнь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в первую очередь известна его первосвятительским служением в невероятно трудные для Русской Православной Церкви и всего Российского государства времена, когда богоборческая власть всеми силами старалась вытеснить из пределов страны или в принципе уничтожить христианскую веру. Но жизненный путь Московского святителя до патриаршества также был наполнен стремлением послужить на любом месте и в любых обстоятельствах, какие бы Господь не уготовил ему. Особое же место на протяжении всей жизни святителя занимало попечение о развитии духовного образования. 

После окончания Псковской духовной семинарии, а затем Петербургской духовной академии в 1888 году со степенью кандидата богословия на протяжении десяти лет будущий святитель нес послушания в духовных учебных заведениях. Сначала он трудился в родной для себя Псковской семинарии в качестве преподавателя основного, догматического и нравственного богословия. Там же молодой Василий Белавин принял монашество с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского). В 1892 году иеромонах Тихон был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской духовной семинарии. В 1897 году архимандрит Тихон был хиротонисан в епископский сан, став викарием Холмско-Варшавской епархии. 

14 сентября 1898 года было принято промыслительное для всей истории Православия в Америке решение – епископ Тихон (Белавин) был назначен на Алеутскую и Аляскинскую кафедру:

«Государь Император в 14-й день минувшего сентября Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии преосвященному Алеутскому Николаю епископом Таврическим и Симферопольским, а викарию Холмско-Варшавской епархии, преосвященному Люблинскому Тихону епископом Алеутским и Аляскинским».

Начался новый период в жизни святителя, который также растянулся на целое десятилетие и был связан с миссионерским служением на американской земле. Однако духовное образование не было забыто и даже, наоборот, стало одним из важнейших направлений развития епархии. С его результатами епископ Тихон связывал будущее американского Православия. 

К моменту начала служения в Америке новоназначенного иерарха духовное образование находилось там если не в полном упадке, то в весьма непростом положении. Первая духовная семинария в Америке была открыта еще святителем Иннокентием (Вениаминовым) на острове Ситка в городе Новоархангельске в 1840 году.

Однако уже в 1852 году она была переведена в Российскую империю в город Якутск. С тех пор более 50 лет в Америке не было ни одной духовной семинарии. А потому идея о создании в Америки собственной духовной школы уже в самом начале XX столетия стала одним из основных направлений трудов епископа Тихона.

Еще одна причина, по которой этот вопрос так беспокоил иерарха, была простой – не хватало священнических кадров. В 1899 году в Америке было всего 29 приходов. К 1905 году таковых насчитывалось уже 60. Численность паствы превышала 50 тысяч верующих. Но на рубеже XIX–XX веков во всей епархии не насчитывалось и 50 пресвитеров. Этого категорически не хватало, чтобы удовлетворить духовную жажду паствы. 

К началу XX столетия существовало два способа увеличения числа духовенства в Алеутской и Аляскинской епархии, преобразованной в 1900 году в Алеутскую и Северо-Американскую кафедру. Либо пастыри назначались в Америку из России, либо выпускники американских православных школ отправлялись в Российскую империю для обучения в одной из семинарий с последующим возвращением домой.

Однако из-за трудностей и дороговизны обучения будущих священнослужителей в России, большинство пастырей назначалось для служения в Америке. Такое назначение очень многих из них тяготило: в одном из отчетов за 1905 год святитель Тихон жаловался, что назначенные в Америку священнослужители тоскуют по родине и близким, не могут принять уклад американской жизни и стремятся вернуться в родные края.

В свою очередь, обучение американских юношей в России не приносило должного результата. Несколько миссионерских школ, выпускники которых отправлялись в духовные семинарии России, столкнулись со следующей проблемой. Предварительного образования, полученного в Америке, было недостаточно для поступления в семинарию и, таким образом, приходилось сначала учить юношей в духовном училище.

Общий срок образования составлял, таким образом, не менее 8 лет, что не позволяло решать насущную потребность в пастырях на американской земле. Все вышеизложенное и побудило святителя Тихона направить усилия к созданию собственной американской семинарии, призванной готовить поколения будущих пастырей. 

В 1903 году к тому моменту уже архиепископ Тихон (Белавин) вынес вопрос о создании семинарии в качестве одного из основных на рассмотрение съезда американского духовенства. Для этого была создана специальная комиссия, которая в ближайшие годы собрала отзывы по данному вопросу епархиального духовенства.

Спецификой американского служения епископа Тихона было то, что он постоянно находился в разъездах по своей огромной епархии. Уже к 1904 году владыка выбрал местом создания семинарии город Миннеаполис. В 1892 году в Миннеаполисе была основана церковно-приходская школа, преобразованная в 1897 году в распространенную в Америке форму православного образования – миссионерскую школу. Именно эта школа по замыслу святителя Тихона должна была стать основой для будущей духовной семинарии.  

29 июня 1905 году во время закладки в Миннеаполисе нового православного храма святитель Тихон встретился с комитетом попечителей строительства и рассказал им о причинах, которые побуждали его к созданию семинарии: 

«Между прочим, комитетом было высказано пожелание о том, чтобы священники знали английский язык, были американского воспитания, принимали участие в американской общинной жизни. Конечно, это желание в настоящем трудноисполнимо, но, даст Бог, будет в Миннеаполисе семинария, тогда православные в С. Америке могут иметь и своих священников, знающих английский язык, знакомых с американской жизнию».

1 июля 1905 году Миннеаполисская миссионерская школа была преобразована в духовную семинарию. 1 сентября того же года Архиерейская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк.

Оба события были взаимосвязаны, так как святитель Тихон понимал, что для развития епархии и превращения ее, в некотором смысле, в полноправную епархию Русской Православной Церкви, необходимо было, чтобы кафедра находилась в центральном городе страны и у епархии было собственное духовное учебное заведение. 

Изначально в новообразованной семинарии было всего два преподавателя. 7 августа 1906 года архиепископ Тихон добился у Святейшего Синода назначения и. о. ректора семинарии, которым стал священник Леонтий Туркевич (в 1950–1965 гг. – первоиерарх Северо-Американской митрополии).

В первый класс семинарии могли поступать юноши не моложе 14 лет.

Общежитие для семинаристов было платным. Финансирование часто брали на себя приходы, направлявшие студента на обучение.

Точное число студентов, впервые поступивших в Миннеаполисскую семинарию, неизвестно, но ко второму году обучения в ней числился уже 21 воспитанник. Обучение в семинарии было трехлетним.

Учебный план включал в себя следующие предметы:

  1 класс 2 класс Богословский класс
1. Литургика Литургика Практическое руководство для сельских пастырей
2. Новый Завет Общая церковная история Русская церковная история
3. Английский язык Всеобщая (средняя) гражданская история Обличительное богословие
4. Всеобщая (средняя) гражданская история (на англ. яз.) Ветхий Завет  Догматическое богословие
5. Теория русской словесности Геометрия Малорусская литература
6. Пение Пение Гомилетика
7. Славянский язык Общерусская литература Английский язык 
8. Алгебра Английский язык  

 

После создания духовной школы архиепископ Тихон не оставил свое детище без личного попечения и заботы. Несмотря на необходимость регулярно объезжать свою огромную епархию, владыка стремился как можно чаще бывать в Миннеаполисе. Уже 4 сентября 1905 года архиепископ посетил семинарию, чтобы проконтролировать начало занятий в духовной школе. В будущем владыка также старался наблюдать за образовательным процессом. Посещая семинарию, архиепископ Тихон присутствовал на занятиях, а затем уделял время личным беседам с ректором и преподавателями духовной школы, во время которых делился своим опытом и советами по совершенствованию учебной и воспитательной работы. 

Уже на третий год своей работы Миннеаполисская семинария дала Американской епархии первые кадры: три старших воспитанника с сентября по март 1907 года были посвящены в иерейский сан. Всего же за первое десятилетие своего существования семинария подготовила около 30 священнослужителей, церковнослужителей и преподавателей. С годами преподавание в семинарии все больше переходило на английский язык, что соответствовало задумке святителя Тихона, хотевшего видеть выпускников семинарии готовыми к полноценной пастырской работе на американской земле.

Интересно также упомянуть еще о двух учебных заведениях, появившихся в Америке во время святительского служения архиепископа Тихона (Белавина). В 1905 году одним из гостей Миннеаполисской семинарии стал викарий архиепископа Тихона – епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский). Иерарх хотел узнать, насколько доступным будет обучение в Миннеаполисе для его пасты из Аляски и Алеутских островов. Однако епископ Иннокентий пришел к неутешительному выводу. Для коренных жителей Аляски обучение в Миннеаполисе стало бы весьма трудным делом, как с точки зрения финансирования, так и по причине особенностей устройства учебного процесса в семинарии, которое мало отвечало нуждам коренного населения Аляски (большинство коренного населения не знало ни русского, ни английского языков). Все это послужило делу открытия еще одной семинарии для жителей Аляски и Алеутских островов. Это событие произошло в сентябре 1906 года, когда начала свою работу Ситкинская семинария, основой для которой послужила созданная в 1893 году Ситкинская миссионерская школа. 

Еще одним малоизвестным в нынешнее время духовным учебным заведением Америки, созданным во время служения святителя Тихона (Белавина), стала Кливлендская бурса. Основанная в конце 1902 года бурса представляла собой особый вид школы, в которую могли поступать дети 11–13 лет, окончившие церковно-начальные и низшие американские школы. Сама бурса представляла собой общежитие. В первую половину дня живущие в бурсе дети должны были посещать американские школы для получения общего образования, а во второй половине дня уже в самой бурсе изучались церковные предметы (катехизис, библейская история, церковный устав и др.). По сути, бурса стала подготовительной школой для последующего поступления в семинарию, о чем и писал в одном из своих отчетов святитель Тихон (Белавин). 

Подводя итог, хотелось бы еще раз обратить внимание на удивительную глубину личности святителя Тихона Московского. Его попечение о духовном образовании на американской земле зиждилось на понимании того факта, что будущее этой епархии будет напрямую связано с возможностью православной веры укорениться среди англоязычных жителей. Будущие же пастыри должны были обладать соответствующим уровнем знаний, которые могли бы лечь в основу их проповеднического и миссионерского служения. 

Иерей Илия Письменюк 

Источник: monastery.ru