9 октября Святая Церковь чтит память святителя Тихона, Патриарха Московского. Много трудов он приложил для развития духовного образования на американской земле.
Клирик храма Иверской иконы Божией Матери иерей Илия Пиьменюк рассказывает о вкладе будущего Патриарха в развитие семинарского образования на американской земле.
Жизнь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в первую очередь известна его первосвятительским служением в невероятно трудные для Русской Православной Церкви и всего Российского государства времена, когда богоборческая власть всеми силами старалась вытеснить из пределов страны или в принципе уничтожить христианскую веру. Но жизненный путь Московского святителя до патриаршества также был наполнен стремлением послужить на любом месте и в любых обстоятельствах, какие бы Господь не уготовил ему. Особое же место на протяжении всей жизни святителя занимало попечение о развитии духовного образования.
После окончания Псковской духовной семинарии, а затем Петербургской духовной академии в 1888 году со степенью кандидата богословия на протяжении десяти лет будущий святитель нес послушания в духовных учебных заведениях. Сначала он трудился в родной для себя Псковской семинарии в качестве преподавателя основного, догматического и нравственного богословия. Там же молодой Василий Белавин принял монашество с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского). В 1892 году иеромонах Тихон был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской духовной семинарии. В 1897 году архимандрит Тихон был хиротонисан в епископский сан, став викарием Холмско-Варшавской епархии.
14 сентября 1898 года было принято промыслительное для всей истории Православия в Америке решение – епископ Тихон (Белавин) был назначен на Алеутскую и Аляскинскую кафедру:
«Государь Император в 14-й день минувшего сентября Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии преосвященному Алеутскому Николаю епископом Таврическим и Симферопольским, а викарию Холмско-Варшавской епархии, преосвященному Люблинскому Тихону епископом Алеутским и Аляскинским».
Начался новый период в жизни святителя, который также растянулся на целое десятилетие и был связан с миссионерским служением на американской земле. Однако духовное образование не было забыто и даже, наоборот, стало одним из важнейших направлений развития епархии. С его результатами епископ Тихон связывал будущее американского Православия.
К моменту начала служения в Америке новоназначенного иерарха духовное образование находилось там если не в полном упадке, то в весьма непростом положении. Первая духовная семинария в Америке была открыта еще святителем Иннокентием (Вениаминовым) на острове Ситка в городе Новоархангельске в 1840 году.
Однако уже в 1852 году она была переведена в Российскую империю в город Якутск. С тех пор более 50 лет в Америке не было ни одной духовной семинарии. А потому идея о создании в Америки собственной духовной школы уже в самом начале XX столетия стала одним из основных направлений трудов епископа Тихона.
Еще одна причина, по которой этот вопрос так беспокоил иерарха, была простой – не хватало священнических кадров. В 1899 году в Америке было всего 29 приходов. К 1905 году таковых насчитывалось уже 60. Численность паствы превышала 50 тысяч верующих. Но на рубеже XIX–XX веков во всей епархии не насчитывалось и 50 пресвитеров. Этого категорически не хватало, чтобы удовлетворить духовную жажду паствы.
К началу XX столетия существовало два способа увеличения числа духовенства в Алеутской и Аляскинской епархии, преобразованной в 1900 году в Алеутскую и Северо-Американскую кафедру. Либо пастыри назначались в Америку из России, либо выпускники американских православных школ отправлялись в Российскую империю для обучения в одной из семинарий с последующим возвращением домой.
Однако из-за трудностей и дороговизны обучения будущих священнослужителей в России, большинство пастырей назначалось для служения в Америке. Такое назначение очень многих из них тяготило: в одном из отчетов за 1905 год святитель Тихон жаловался, что назначенные в Америку священнослужители тоскуют по родине и близким, не могут принять уклад американской жизни и стремятся вернуться в родные края.
В свою очередь, обучение американских юношей в России не приносило должного результата. Несколько миссионерских школ, выпускники которых отправлялись в духовные семинарии России, столкнулись со следующей проблемой. Предварительного образования, полученного в Америке, было недостаточно для поступления в семинарию и, таким образом, приходилось сначала учить юношей в духовном училище.
Общий срок образования составлял, таким образом, не менее 8 лет, что не позволяло решать насущную потребность в пастырях на американской земле. Все вышеизложенное и побудило святителя Тихона направить усилия к созданию собственной американской семинарии, призванной готовить поколения будущих пастырей.
В 1903 году к тому моменту уже архиепископ Тихон (Белавин) вынес вопрос о создании семинарии в качестве одного из основных на рассмотрение съезда американского духовенства. Для этого была создана специальная комиссия, которая в ближайшие годы собрала отзывы по данному вопросу епархиального духовенства.
Спецификой американского служения епископа Тихона было то, что он постоянно находился в разъездах по своей огромной епархии. Уже к 1904 году владыка выбрал местом создания семинарии город Миннеаполис. В 1892 году в Миннеаполисе была основана церковно-приходская школа, преобразованная в 1897 году в распространенную в Америке форму православного образования – миссионерскую школу. Именно эта школа по замыслу святителя Тихона должна была стать основой для будущей духовной семинарии.
29 июня 1905 году во время закладки в Миннеаполисе нового православного храма святитель Тихон встретился с комитетом попечителей строительства и рассказал им о причинах, которые побуждали его к созданию семинарии:
«Между прочим, комитетом было высказано пожелание о том, чтобы священники знали английский язык, были американского воспитания, принимали участие в американской общинной жизни. Конечно, это желание в настоящем трудноисполнимо, но, даст Бог, будет в Миннеаполисе семинария, тогда православные в С. Америке могут иметь и своих священников, знающих английский язык, знакомых с американской жизнию».
1 июля 1905 году Миннеаполисская миссионерская школа была преобразована в духовную семинарию. 1 сентября того же года Архиерейская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк.
Оба события были взаимосвязаны, так как святитель Тихон понимал, что для развития епархии и превращения ее, в некотором смысле, в полноправную епархию Русской Православной Церкви, необходимо было, чтобы кафедра находилась в центральном городе страны и у епархии было собственное духовное учебное заведение.
Изначально в новообразованной семинарии было всего два преподавателя. 7 августа 1906 года архиепископ Тихон добился у Святейшего Синода назначения и. о. ректора семинарии, которым стал священник Леонтий Туркевич (в 1950–1965 гг. – первоиерарх Северо-Американской митрополии).
В первый класс семинарии могли поступать юноши не моложе 14 лет.
Общежитие для семинаристов было платным. Финансирование часто брали на себя приходы, направлявшие студента на обучение.
Точное число студентов, впервые поступивших в Миннеаполисскую семинарию, неизвестно, но ко второму году обучения в ней числился уже 21 воспитанник. Обучение в семинарии было трехлетним.
Учебный план включал в себя следующие предметы:
1 класс | 2 класс | Богословский класс | |
1. | Литургика | Литургика | Практическое руководство для сельских пастырей |
2. | Новый Завет | Общая церковная история | Русская церковная история |
3. | Английский язык | Всеобщая (средняя) гражданская история | Обличительное богословие |
4. | Всеобщая (средняя) гражданская история (на англ. яз.) | Ветхий Завет | Догматическое богословие |
5. | Теория русской словесности | Геометрия | Малорусская литература |
6. | Пение | Пение | Гомилетика |
7. | Славянский язык | Общерусская литература | Английский язык |
8. | Алгебра | Английский язык |
После создания духовной школы архиепископ Тихон не оставил свое детище без личного попечения и заботы. Несмотря на необходимость регулярно объезжать свою огромную епархию, владыка стремился как можно чаще бывать в Миннеаполисе. Уже 4 сентября 1905 года архиепископ посетил семинарию, чтобы проконтролировать начало занятий в духовной школе. В будущем владыка также старался наблюдать за образовательным процессом. Посещая семинарию, архиепископ Тихон присутствовал на занятиях, а затем уделял время личным беседам с ректором и преподавателями духовной школы, во время которых делился своим опытом и советами по совершенствованию учебной и воспитательной работы.
Уже на третий год своей работы Миннеаполисская семинария дала Американской епархии первые кадры: три старших воспитанника с сентября по март 1907 года были посвящены в иерейский сан. Всего же за первое десятилетие своего существования семинария подготовила около 30 священнослужителей, церковнослужителей и преподавателей. С годами преподавание в семинарии все больше переходило на английский язык, что соответствовало задумке святителя Тихона, хотевшего видеть выпускников семинарии готовыми к полноценной пастырской работе на американской земле.
Интересно также упомянуть еще о двух учебных заведениях, появившихся в Америке во время святительского служения архиепископа Тихона (Белавина). В 1905 году одним из гостей Миннеаполисской семинарии стал викарий архиепископа Тихона – епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский). Иерарх хотел узнать, насколько доступным будет обучение в Миннеаполисе для его пасты из Аляски и Алеутских островов. Однако епископ Иннокентий пришел к неутешительному выводу. Для коренных жителей Аляски обучение в Миннеаполисе стало бы весьма трудным делом, как с точки зрения финансирования, так и по причине особенностей устройства учебного процесса в семинарии, которое мало отвечало нуждам коренного населения Аляски (большинство коренного населения не знало ни русского, ни английского языков). Все это послужило делу открытия еще одной семинарии для жителей Аляски и Алеутских островов. Это событие произошло в сентябре 1906 года, когда начала свою работу Ситкинская семинария, основой для которой послужила созданная в 1893 году Ситкинская миссионерская школа.
Еще одним малоизвестным в нынешнее время духовным учебным заведением Америки, созданным во время служения святителя Тихона (Белавина), стала Кливлендская бурса. Основанная в конце 1902 года бурса представляла собой особый вид школы, в которую могли поступать дети 11–13 лет, окончившие церковно-начальные и низшие американские школы. Сама бурса представляла собой общежитие. В первую половину дня живущие в бурсе дети должны были посещать американские школы для получения общего образования, а во второй половине дня уже в самой бурсе изучались церковные предметы (катехизис, библейская история, церковный устав и др.). По сути, бурса стала подготовительной школой для последующего поступления в семинарию, о чем и писал в одном из своих отчетов святитель Тихон (Белавин).
Подводя итог, хотелось бы еще раз обратить внимание на удивительную глубину личности святителя Тихона Московского. Его попечение о духовном образовании на американской земле зиждилось на понимании того факта, что будущее этой епархии будет напрямую связано с возможностью православной веры укорениться среди англоязычных жителей. Будущие же пастыри должны были обладать соответствующим уровнем знаний, которые могли бы лечь в основу их проповеднического и миссионерского служения.
Иерей Илия Письменюк