Памяти иеродиакона Иоанна (Макарова)

21 мая 2021 года исполнилось четыре года со дня кончины года старейшего клирика храма преподобного Андрея Рублева иеродиакона Иоанна (Макарова).

Родился отец Иоанн в Ленинграде в 1937 году. Служил на флоте. С 1963 года работал фотожурналистом. Сначала в «Ленинградской правде», а с 1968 года в Агентстве Печати Новости. В 1991 году принял иноческий постриг, на следующий год рукоположен в диаконы. До 1995 года служил в Переделкине, затем в Новоспасском монастыре, с 1998 года в Никольском храме на Преображенском кладбище и с 2007 года в храме прп. Андрея Рублева в Раменках.

Увлекающийся

Мы видели о. Иоанна уже на склоне лет, когда таланты его постепенно стирались, однако и в самые последние годы он был очень ярким человеком. Человеком жеста и увлечения, — но только не по поверхности, а всерьез. Фотография, музыка, пение… Олег Макаров был журналистом не как «изготовитель новостей», а как свидетель событий и людей, искренне живущий вместе с теми, о ком надо рассказать. Поэтому репортаж мог изменить и действительно менял его собственную судьбу. Так он пришел к хоровому пению.

Встреча на выставке и последовавшее общение с митрополитом Питиримом стали важными вехами на дороге к крещению. Логика внутреннего развития привела его в Церковь. Но и здесь о. Иоанн пошел гораздо дальше многих наших соотечественников, вспомнивших о Боге в канун перестройки.

Не только Крещение, но и постриг, и совершенно другое служение, и долгий многотрудный путь по разным приходам, с разными людьми. – Да, покладистым о. Иоанн не был, но Господь терпеливо учил его смирению, и с указанного пути отец диакон не сворачивал. 

Жест

Храм. Служба кончилась. Тишина. По какому-то делу заходит о. Иоанн — и вдруг начинает возглашать особенно торжественный прокимен… кто-то в недоумении, кто-то в восторге, но равнодушных нет.Или вот, одна из его любимых историй.

Как-то еще фотографом о. Иоанн пришел на репетицию оркестра в концертный зал – фотографии музыкального мира были его коньком. И так получилось, что надо было подождать – какая-то пауза.

Тогда о. Иоанн выходит на сцену, достает флейту и начинает играть – на импровизированный концерт собралась публика, а один из присутствующих даже успел сделать рисунок карандашом.С большим чувством пел о. иеродиакон «Был у Христа-Младенца сад». Голос его похрипывал, но было видно, что самому исполнителю важен и дорог накал чувств этой песни.

Отдельная трепетная тема — Армения. Будучи и по крови родственным армянскому народу, о. Иоанн был страстным поклонником армянской культуры.

Он мог бесконечно рассказывать про хачкары, про историю каких-то кладбищ, цитировать наизусть или по книге огромные отрывки из Григора Нарекаци или пугать нас непонятными армянскими словами.


Священник Николай Солодов