Епископ Павлово-Посадский Фома принял участие в посвященной духовно-нравственному воспитанию школьников научно-практической конференции

Западное викариатство города Москвы совместно с городским методическим центром Департамента образования в преддверии XXIX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Восток и Запад, историческая память народа» провели VIII Научно-практическую конференцию «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ».

Участие в ней приняли педагогический состав (учителя начальных классов и средней школы, педагоги дополнительного образования и социально-психологической службы, заместители директоров школ по воспитательной работе) СОШ Западного административного округа г. Москвы, представители воскресных школ и духовенства, ответственных за образовательную деятельность на приходах Западного викариатства. Всего около 100 человек. Впервые конференцию провели в онлайн-формате, причем все участники отметили, что опыт оказался весьма удачным.

Темой доклада первого зампредседателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина стали реалии нового зарубежья: Александр Невский: новое зарубежье – пространство и люди».

Академик, директор Негосударственного образовательного учреждения «Свято-Алексиевская гимназия «Ольсово» Андрей Курбатов подробно рассказал о ценностно-смысловой системе духовно-нравственного воспитания.

Главный редактор радиостанции «ВЕРА» Илья Кузьменков поделился опытом использования цифровых медиа технологий в системе школьного образования и семейного просвещения.

С презентацией на тему духовно-нравственного воспитания и интеллектуального развития школьников посредством приобщения к поэтическому наследию России выступила учитель истории ГБОУ СОШ 1329 Лариса Ржевская.

С приветственным словом к участникам конференции обратился епископ Павлово-Посадский Фома, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным московским викариатством.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Приветствую всех организаторов и участников VIII Научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание в современной школе: традиции и инновации».

Особое значение этой конференции придает то, что она проходит в преддверии XXIX Рождественских международных образовательных чтений, посвященных теме: «Александр Невский: Восток и Запад, историческая память народа». Не случайно выбрана эта тема, поскольку вся наша страна, как на уровне государства, так и на местах, готовится к празднованию в следующем году 800-летия со дня рождения одного из величайших сынов нашего Отечества святого благоверного князя Александра Невского. И данная конференция открывает проведение юбилейных мероприятий, посвященных осмыслению наследия того исторического выбора, который был сделан несколько веков назад нашим славным князем, вступившим в борьбу с иноземными захватчиками не только за сохранение государственности, но и душу русского народа.

Этот выбор важен и для нас, живущих в условиях многих вызовов, стоящих сегодня перед нашим обществом. Без сохранения исторической памяти народа, без преемственности поколений, без внутреннего осмысления исторического пути развития государства и народов, населяющих нашу необъятную Родину, сложно смотреть в будущее. И в этом контексте образование, безусловно, является важнейшим фактором, формирующим преемственность опыта, накопленного в историческом процессе развития нашего государства, и знаний о своей стране.

Сегодня на нашу молодежь обрушивается колоссальный информационный поток, работающий, в том числе, на подрыв патриотических убеждений. Наша страна имеет огромный исторический и духовный опыт, мы в этом смысле богатый народ, и мы можем и должны воспитывать подрастающее поколение, формируя у наших детей духовно-нравственные ориентиры личности на исторических примерах, на таких как Александр Невский. Не случайно некоторое время назад Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще Митрополитом Смоленским и Калининградским, принимая участие в программе «Имя России» на общественном телевидении России, как раз представлял личность Александра Невского. Безусловно, тот факт, что при всеобщем голосовании нашими соотечественниками был избран в качестве национального героя именно Александр Невский, говорит о том, что у нашего народа сохраняется представление об идеале. Идеале общественного служения, идеале семейных отношений, идеале гражданского самопожертвования, идеале воинской доблести. Именно эти нравственные идеалы должны стать основой для построения нашего общества и уверенности в будущем нашей страны.

Главным вызовом, с которым сегодня сталкивается все человеческое общество, является не столько овладение новыми технологиями управления материальным миром, сколько размывание нравственных принципов, подмена понятий в области морали и нравственности при оценке событий и принятии решений, что в конечном итоге влияет и на развитие общественных отношений.

Если изъять или подменить традиционные духовно-нравственные ценности в сознании и душе человека, оставив лишь знания из различных областей науки, человек становится неспособен к нравственному восприятию себя и своих поступков, что, в свою очередь, ведет к разрушению как личности самого человека, так и институтов семьи и государства.

Поэтому хотелось бы обратить внимание участников нашей конференции, что наряду с качеством получаемых современными школьниками знаний в различных областях науки все-таки на первое место сегодня выходит необходимость формирования и развития умения будущего гражданина нашей страны выстраивать свою жизнь на основе укорененных на личностном уровне традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Фактически мы говорим с вами о необходимости умения строить свою жизнь на основе внутреннего нравственного выбора между Добром и Злом. К сожалению, сегодня эти категории во многом непонятны и недоступны многим нашим современникам, которые строят свою жизнь на основе фальшивых ценностей, принципов удовольствия, личной выгоды, лицемерия, безразличия к нуждам и проблемам ближнего.

И школа, сфера образования, безусловно, являются важнейшим институтом, призванным обеспечить как передачу исторического опыта, так и становление личности ребенка. И здесь очень важно чтобы дети имели перед собой жизненный пример, и таким примером, кроме родителей, должны быть наши педагоги. Образ учителя, воспитателя, наставника, который показывает ученикам пример своей культурой, манерой общения, компетентностью и, самое главное, жизненными идеалами и ценностями, сформированными на основе духовно-нравственных и культурно-исторических традиций, становиться наиважнейшим фактором успеха формирования личности выпускника школы.

Отрадно отметить, что в этом году приняты поправки к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», которые как раз направлены на усиление роли воспитания в современной школе. Именно воспитание должно стать фундаментом свободного развития личности, ее социализации и самоопределения, в значительной мере определяя траекторию духовно-нравственного и гражданского становления будущего гражданина нашей страны, его жизненные принципы и ценности.

Я хочу пожелать, чтобы участники сегодняшней конференции нашли реальные подходы, способы, выработали конкретные рекомендации, которые мы могли бы вместе с вами внедрять в нашей повседневной практике, хотелось бы, чтобы наша деятельность имела практические результаты.

Позволю себе представить на рассмотрение участников конференции предложение о возможности создания некой постоянно действующей площадки в виде, например, экспертной комиссии, где бы представители Церкви, светских и духовных образовательных учреждений могли бы встречаться, обмениваться накопленным опытом, искать такие взаимопроникающие формы взаимодействия, которые позволяли бы всесторонне дать нашим детям целостное представление о жизненных принципах, основанное на внутреннем, укоренном на личностям уровне мировоззрении, в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями.