По знаменательному совпадению контрнаступление советских войск под Москвой в 1941 году началось в декабре в день церковной памяти благоверного князя Александра Невского. «Раньше думай об отечестве, а потом о себе»,- такого жизненного принципа придерживался князь Александр Невский. Именно поэтому на все века он остается любимым героем, названным солнцем земли русской. Чтят его не только, как легендарного полководца, но и как мудрого правителя, гениального дипломата.
Одна из святынь храма — чудотворная икона Божией Матери Одигитрие «Путеводительница» Эфесская — Корсунская — Полоцкая — Торопецкая. Ранее икона пребывала в Русском музее Санкт-Петербурга. 3 декабря 2009 года она была доставлена в храм святого благоверного князя Александра Невского.
Поклонившись святыням храма святого благоверного князя Александра Невского, паломники направились в Воскресенский Ново — Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь — сердце русской Палестины. Духовное небо России сияет множеством звезд, отражающих вечный свет Царства Божия. Ярчайшим созвездием святынь славится Новый Иерусалим — пространственный образ Святой Земли, созданный под Москвой по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси.
Русская Палестина созидалась как идеальный образ Церкви земной и вместе с тем Церкви Небесной, обители Всех Святых. Русская Палестина была призвана воплотить идею Московского царства, как Третьего Рима и Второго Иерусалима, идею Святой Руси, как образа Царства Божия.
Глубочайший богословско — архитектурный замысел Нового Иерусалима неразрывно связан с личностью Патриарха Никона, вошедшего в историю Русской Православной Церкви как «столп благочестия непоколебимый». Первосвятитель был великим молитвенником, проповедником, храмоздателем, иконописцем, духовным писателем и врачом, получившим от Господа «благодать чаши лекарственной».
В смысловом и композиционном центре этой «живоподобной» иконы находится холм, названный Сионом. В 1656 году здесь был основан Воскресенский мужской монастырь, главный храм которого сооружен по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме со всеми находящимися в нем святыми местами спасительных Страстей Господних.
Поклонившись святыне вещественной, паломники прикоснулись к тому, что составляет неотъемлемую часть другого, уже преображенного мира, увидели сокрытый в видимых вещах внутренний, духовный смысл. Ведь сама жизнь человеческая есть не что иное, как паломничество в Горний Иерусалим, и на этом пути встреча со святыней — великое духовное утешение. Эта встреча дает нам возможность духовно преобразиться и укрепить свою веру, впитать в себя благодатное веяние и вразумиться покаянием. Только с чувством покаянного смирения человек может увидеть истинную красоту Русской Палестины и, подобно святому апостолу Иоанну Богослову, из глубины сердца воскликнуть: «Я увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2).
Воскресенский Ново — Иерусалимский монастырь всегда был и остается неиссякаемым источником благодати, ради стяжания которой и совершается посещение святых мест.
Паломникам была проведена обзорная экскурсия по монастырю.
Затем паломники направились в Звенигород в Саввино-Сторожевский монастырь.
«На тихих берегах Москвы
Церквей венчанные крестами
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи…»
А.С. Пушкин.
Шесть столетий минуло с той поры, как пришедший сюда, чтобы основать святую обитель, игумен Савва замер, очарованный открывшейся перед ним панорамой. Много воды унесла за это время Москва-река, но все также пышно зеленеют здесь ее берега, убегают вдаль посады и слободы, воздух напоен ароматами трав и хвои.
Обитель была основана в 1398 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Саввой Сторожевским, Звенигородским чудотворцем, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.
В соборе Рождества Пресвятой Богородицы в раке с шатровой сенью бережно хранится святыня обители-святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. Еще при жизни его называли «дивным духовным светильником, озарившим целую страну».
Саввино-Сторожевская обитель, почитая своего основателя «яко жива суща» своим начальником, заступником, отцом, благоговейно, в течение веков, хранит его заветы и события после его кончины. Святость преподобного Саввы Сторожевского была признаваема еще при жизни его.
Паломникам была проведена обзорная экскурсия по монастырю, они прошли к скиту преподобного Саввы, желающие приняли омовение в святом источнике.
Затем Всенощное бдение в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенном еще при жизни преподобного Саввы в начале XV столетия.
Так прошел наш паломнический день, полный Божией благодати.
Материал подготовила Людмила Дерябина.
Фотографии предоставил Максим Савилов, прихожанин храма Всех Святых на Филевской Пойме.
изображения не найдены