Архимандрит Тихон (Шевкунов) – о Сербии, исламизации России, межнациональных отношениях и семинаристах-астраханцах / Православие.Ru

11 сентября 2012 года в здании Астраханской государственной филармонии состоялась встреча архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря г. Москвы, с жителями города.

Перед началом встречи отец Тихон поделился своими воспоминаниями о предыдущем посещении Астрахани. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия иеромонах Тихон был направлен в Астрахань в качестве специалиста по церковной археологии, неоднократно участвовавшего в обретении мощей святых. Тогда перед археологами стояла задача среди множества останков астраханских епископов, покоившихся в крипте Успенского собора, обрести мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Об обретении мощей святителя Иосифа можно прочитать в статье, посвящённой жизнеописанию епископа Филарета (Карагодина), правившего на Астраханской кафедре с 1990 по 1992 год.

Общение с отцом-архимандритом прошло в форме «Вопрос-ответ».

– Расскажите о своей поездке в Сербию.

– Совсем недавно мы действительно ездили в Косово, там открывается семинария. В конце 40-х годов на древнюю территорию Косово было переселено 200 тысяч албанцев, мусульман. С тех пор произошли необратимые изменения. Косовские албанцы умножились, стали вытеснять коренных жителей, а потом начались военные действия. Международная общественность стала защищать албанцев, а большая часть сербов вынуждена была бежать со своей родной земли, что повлекло за собой огромное количество искалеченных судеб. Вот к чему приводит непродуманная национальная политика, которую развили западные люди. Они бомбили Белград, поддерживали экстремистов в Косово. Новая страна на территории Косово занималась криминальными заговорами. Это урок для всех нас. Сейчас мы помогаем сербам: устраиваем их быт, создаем народные кухни.

– Что вы думаете о пластиковых картах с числом зверя? Как к этому относиться?

– По этому поводу у меня есть особое мнение. Какие-то остряки в 90-е годы ввели то самое число зверя, о котором упоминается в апокалипсисе. Я писал статьи на эту тему, пока мне мой духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) не сказал: «Цифры, имена должны нас настораживать, но по сути, они ничего не значат. Любая цифра, если она не связана с отречением от Христа, ничего не значит». Так вот я абсолютно доверяю своему духовнику в этом вопросе.

– В чем вы видите будущее нашей страны. Как нам не повторить судьбу Византии?

– Великие страны и империи возникают и рушатся, сделать ничего с этим нельзя. Так и земная жизнь человека заканчивается. Болезнь исцелить мы можем лишь до какого-то предела. Византия – страна не чуждая нам, это наша духовная мать и духовная прародительница по культуре, ментальности и многим другим жизненным параметрам, узнать, чем болела наша родительница и как ее лечили, с моей точки зрения, было очень важно. Надеюсь, что став мудрее, мы воспользуемся уроками, которые преподала нам эта страна.

– Как правильно почитать своих родителей?

– Я не воспитывал детей. Но я помню пятую заповедь Моисея: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Заметьте, что пятая заповедь Закона Моисеева имеет в себе обетование, которое ждёт человека, исполняющего требование этой Заповеди. Остальные Заповеди лишь указывают пусть спасительной жизни, а в Заповеди почитания родителей Бог ясно указывает, что вознаградит соблюдшего. Таков закон жизни. Если родители будут всячески подчеркивать почитание отца и матери, дети будут почитать потом своих родителей.

– Что отвечать людям, которые спрашивают о квартире и часах Патриарха?

– Это мой Патриарх, мой господин и отец, мы не должны обсуждать его. Я отношусь к нему с почтением. А вы думайте, что хотите. Я не занимаюсь разбирательствами подобного рода и это, кстати, тоже часть исполнения Заповеди о почитании родителей.

О. Тихон (Шевкунов) на встрече с астраханцами – Не считаете ли вы, что религия приведет к расколу многонационального общества?

– Разумное исповедание нашей веры никогда к расколу не приведет, неразумное может привести к жесточайшим последствием. Вера, церковь, религия – один из важнейших и интенсивно действующих институтов. Надо понимать, что религию будут использовать для того, чтобы расколоть общество. Вот последний пример – «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Нас попытались расколоть и уязвить. Эта спец. операция прошла удачно. Считаю, что в таких случаях надо вести себя иначе, не надо заострять внимания. Я, к примеру, восхищен поведением судьи. Ее ругают, оскорбляют. А она мужественно себя ведет. Судья убежденно вела процесс, хотя давление на суд было чудовищное. Сколько подписей деятелей культуры, батюшек, матушек – сжечь, отрубить голову. Мы сами привлекли к этому внимание. Убежден, что в дальнейшем надо очень серьезно продумывать, как Церковь должна вести себя в ситуациях провокаций. Ведь ни для кого не секрет, что до этого девушки устраивали оргии в музее, в магазине, а затем выкладывали все в интернете. Это называется – бархатный терроризм, только психологический. В других странах такие прецеденты тоже были, хотя там есть законодательство – поругание святынь. Наше законодательство в этом плане несовершенно. В ближайшее время будут представлены конкретные законы. Обратите внимание на то, как поработали СМИ, которые ангажировали на сознании многих людей. Они назвали это «политическим панк-молебном». Мол, вышли девчушки и стали призывать к изгнанию Путина. Весь мир только об этом и говорит. Хотя ни в храме Христа Спасителя, ни в Богоявленском храме (где девицы тоже выступали) имя Путина не было даже произнесено, они только изрыгали хулу на Господа. А потом дома в интернете добавили ту самую запись о Путине. Вот так четко работают люди, которые и хотят привести нас к расколу. Мы не держим на них зла, прощение и только искреннее прощение. Можно было бы поступить по-другому: просто заявить – что это злодеяние, которое не совершалась с самых тяжелых времен советской власти, и присудили бы им за все триста рублей штрафа и отпустили. А потом бы общество содрогнулось.

– В скандинавских странах становятся нормой однополые браки. Возможно ли это в России через 50 лет?

– Однажды мне пришлось выступать на телеканале «Дождь». Один из защитников выступающих девиц, устроивших скандал, сказал: «Пройдет время, и это искусство станет нормой». Так вот, я не хочу жить в стране, где это называется искусством и становится нормой. То же самое могу сказать и по этому вопросу. Два года назад я был в Швеции. Вижу — идет шведка, и у нее чернокожий муж и ребеночек. Через 10 шагов еще такая же пара, потом еще. И таких пар я встретил достаточное количество. Тогда я задал вопрос послу, в чем причина таких браков. Он ответил, что 40 процентов мужчин в Швеции нетрадиционной ориентации. Это очень серьезный вопрос. Нас приучают ко злу, тому, что надо любить зло. Такие отношения в Евангелии признаются грехом. В который раз повторю, что христианину надо беречь свое сердце. Достоевский писал, что «сердце человека – то, за что сражаются Бог и Дьявол».

– Как вы относитесь к тому, что женщины все чаще стали носить брюки?

– Ну, если бы женщины всегда ходили в юбках, я бы был рад, но для нас уже стало привычным то, что женщина ходит в брюках. Такие изменения произошли в обиходе, с ними можно смириться. Другое дело, если женщины приходят в брюках в храм. В своем монастыре мы не делаем замечаний, но если видим одну и ту же женщину постоянно в брюках, то мы деликатно делаем ей замечание, а накидываться ни в коем случае не надо.

На литургии в Иоанно-Предтеченском монастыре Астрахани – Что, если у человека нет духовного наставника?

– Нужно его искать, постепенно, медленно, но с верой в Бога, не поспешно, приходить на исповедь к одному, второму, третьему, а потом выбрать, кто из них подходит. Есть несколько критериев. Священник должен быть смиренным, и он не должен потакать слабостям и грехам человека.

– Возможно ли бороться с той грязью, которая льется на нас с экранов телевизора?

– Да, не смотреть телевизор. Можно, конечно, и требовать, чтобы многое не показывали. Я бываю в разных странах, и ни в одной стане мира нет такого, как у нас. В Псалтири написано: «Даст тебе Господь по сердцу твоему». Так что если народ очень сильно захочет, то все сбудется. Как было в 1917 году. Сердце народное захотело избавиться от царя и монархии. Поддержали. Также и здесь – нужно просто сильно захотеть. Как гласит народная пословица: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

– Что вы скажете о духовной жизни астраханцев?

– Я не могу исследовать вашу духовную жизнь. Единственное, по чему могу судить – ваши дети, которых вы присылаете учиться в семинарию. Астраханцы – одни из самых лучших воспитанников нашей семинарии. Очень церковные, добрые, верующие, правильно воспитанные молодые люди. В прошлом учебном году одного астраханца сокурсники обвинили в тяжелом грехе, я знал, что его опорочили. Но сначала решил понаблюдать за ним. Он не оправдывался, не сказал ни единого злого слова, только то, что простил их. Я с восторгом смотрел на него. И потом обидчики просили у этого молодого человека прощения и признались, что оболгали его. Вот наглядный урок духовной жизни. Это был астраханец. Сегодня мы учредили региональное отделение Церковно-общественного совета. Нас поддержал владыка и губернатор. Александр Александрович сказал радикально и четко. Ролики социальной рекламы и фильмы для детей и подростков покажут в вузах и школах. Губернатором был поставлен вопрос и том, чтобы сделать все, чтобы в ларьках пиво не продавалось, а там как раз покупают алкогольную продукцию подростки. Такую реакцию я услышал впервые. Надо набраться мужества, чтобы сделать это.

– Как вы относитесь к ювенальной юстиции?

– Я не являюсь специалистом в это области. Что такое ювенальная юстиция? Это попытка защитить права ребенка, но нужно понимать, что у медали есть и обратная сторона. Вот у нас есть интернат, где работают профессиональные педагоги. Там находятся дети асоциальных родителей – бомжей, алкоголиков. Если бы у них отбирали детей – я бы был «за». Эти дети живут у нас до каникул, учатся, мы их отмываем, учим общаться, читать, а потом наступают каникулы, и мы должны отдать этих детей снова родителям. А в сентябре его снова приводят с болезнями, вшами, говорит матом. Есть и другая сторона медали – у меня есть знакомая в Дании. Ее 14-летний сын подал заявление на родителей, что они заставляют его ходить в церковь. Так вот, ювенальная юстиция запретила родителям приближаться к ребенку ближе 50 метров. А он связался с 27-летней женщиной, и суд отдал мальчика на попечение этой женщине.

О. Тихон (Шевкунов) на встрече с астраханцами – Можно ли православному человеку заниматься йогой, используя лишь физические упражнения?

– Есть много других способов восстановить свое здоровье, йога для православного христианина опасна. Есть вещи, с которыми нельзя шутить. Можно ли немного попробовать наркотиков? Врачи говорят, что даже легкие наркотики полезны в малых дозах. Но мы знаем, что это не игра, и может далеко завести. То же самое и здесь.

– Как вы считаете, православная жена должна сидеть дома, или должна работать?

– В разных семьях по-разному. Где-то правильно, чтобы она сидела дома. Где-то она должна работать. Семью сохраняет женщина, мудрая женщина может найти способ сохранить семью и сделать ее сильной. Помогает мудрое, спокойное, терпеливое рассуждение. Миссия православной женщины – быть помощником мужу, об этом сказано и в Библии. Женщина может быть хоть с тремя высшими образованиями, а муж слесарь. И женщина должна оставаться его помощницей.

– Какой совет вы могли бы дать тому, кто хочет стать монахом?

– Этого надо очень захотеть и восчувствовать. Я ни секунды не жалею о том, что выбрал это путь. Мы довольно долго испытываем тех, кто хочет стать монахом. Присматриваемся к ним: 3-5 лет живут и спокойно, и в любое время, могут уйти из монастыря.

– Существуют ли профессии, которыми нельзя заниматься православному человеку?

– Есть такие профессии, в которых работать сложно. Вот я знаю одного преподавателя нашей семинарии. Он финансист, один из лучших экономистов и в это же время он игумен, очень умный и образованный человек. А вот отец Иван Охлобыстин мне непонятен, как он может быть священником и актером, может, я чего-то не понимаю. Я снял несколько фильмов, но это часть моей пастырской работы и послушания.

– Ваше отношение к глобализации и информационному управлению нашей планетой?

– Это проблема очень большая. Сейчас ведется полный контроль за каждым человеком. Это все то, что мы оставляем после себя в интернете, в почте, в записях телефонных разговоров. Все остается в спецслужбах. И если понадобятся все наши телефонные разговоры, то их можно получить. Это касается и наших пристрастий и интересов. Портрет человека вырисовывается через его покупки, электронные карточки. Но христианину нечего беспокоиться, конечно, неприятно, что о нас есть вся информация, но отчасти полезно.

– Что стало с батюшкой, который сбил в Москве на машине двух человек?

– Это ужасный случай. Несчастный священник и люди. Конечно, будет суд, и священника осудят на какой-то срок. Но что будут думать дети и родственники погибших? Кто убил вашего отца? — Пьяный батюшка. Нужно молиться: «зажрались» мы, есть такое. Придется за это отвечать стыдом нашим.

– Что вы думаете об исламизации страны?

– Я не очень верю в исламизацию страны. Но ислам есть разный. Есть такой, с которым мы жили столетиями. Я вспоминаю, какие у моей матери были аспиранты-дагестанцы, лучшие на курсе. Настоящие экстремистские действия прикрываются исламом. Вот недавно в Дагестане убили муфтия, который восстал против экстремистского учения в исламе, хотя человек был почитаемый. Межнациональный вопрос существует. Мне здесь рассказывали, что по одной из улиц шли кавказские юноши и избивали всех подряд дубинами. Вот это нужно пресекать. К каким бы национальностям не относились эти мерзавцы, это порождает национальные конфликты. В первую очередь, такие конфликты должны пресекать кавказские общины. Вместе с этим нельзя скатываться до национализма. Вот так между Сциллой и Харибдой руководству страны нужно решать эту страшную проблему.

– Как вы относитесь к тому, что в школах ввели уроки православной культуры?

Я не уверен, что это окажет положительное воздействие на общество. Не совсем удачный возраст, когда будут преподаваться эти предметы – 4-5 классы. Неизвестно, какие будут учителя. Ведь ни для кого не секрет, что многие в семинарии становятся атеистами. Ленин на уроках Закона Божьего стал атеистом. В этом вопросе нужно четко разобраться.

.

.jpg

Источник: http://www.pravoslavie.ru/56094.html