Но нас вела вперёд РЕШИМОСТЬ во что бы то ни стало осуществить своё паломничество к месту неувядаемой русской воинской славы! Тем более что наш отряд состоял как из бывалых туристов-походников, «обстрелянных»реконструкторов– воспитанников военно-патриотических клубов «Росток» и «Суворовец», — так и из новобранцев — членов семейного клуба «ВРАТАРНИЦА» и учащихся воскресной школы, — впервые решивших «понюхать пороха» походной жизни в прямом и переносном смысле.
Да, на войне, как на войне: сырость, грязь, теснота, неразбериха… Мы шли на Бородинское поле, чтобы приобщиться к живой истории, прикоснуться к реликвиям,осознать значение и величие этой исторической битвы, помолиться…Наши «походные лишения» и дорожные заминки, конечно, даже отдалённо не соответствуют условиям, в которых воевали солдаты кутузовской армии, однако все надежды навстречу с исторической былью оправдались с лихвой.
На Бородинском поле мы увидели не спектакль, не игру «взрослых мужиков» в войну и не крупномасштабное костюмированное шоу –мы прикоснулись сердцем к душе русского солдата, почувствовали ту неисчерпаемую силу духа, безрассудную смелость и безграничную Любовь к России, которую описал Лев Толстой в эпопее «Война и мир». В этих словах нет пафоса и преувеличения, потому что зрители были свидетелями реконструкции не только сюжетной линии боя, но и той перешедшей по наследству от пращуров к потомкам самоотверженности, РЕШИМОСТИ, с которой русский солдат готовился встать на защиту родной земли и, если надо,-умереть за неё, не колеблясь.
Перед началом боя прозвучал приказ по русской армии «На молитву!», и полки обнажили головы, как 200 лет назад. В 1812 перед началом Бородинской битвы по приказу Кутузова по всей передовой линии русских войск священники крестным ходом пронесли Смоленскую икону Божией Матери, солдаты и сам фельдмаршал причастились Святых Христовых Тайн, оделись в чистые рубахи… Русские солдаты готовились «положить живот «за други своя», а во французском лагере Наполеон праздновал рождение наследника.
Наверное, эта же РЕШИМОСТЬ привела и одного из юных участников нашего похода в самую гущу событий. Взяв флейту, надев мундир, он нашел музыкантов Линейного Гренадерского полка и вышел с ними на поле. Как он это сделал, кто ему разрешил, ведь детей на поле не пускают!? – Бог весть. Вот уж, действительно, было испытание для мамы: и ей пришлось погрузиться в живую историю в реальности и ощутить во всей полноте, какова она — женская доля – отпустить сына на войну и молиться о его возвращении…
Фотографии и видеозаписи реконструкции не вызывают ощущений, которые можно пережить в реальности.Эффектные фото пехоты, вставшей в каре,не передают всего величия, и трагизма,и непостижимости ситуации, которую видишь в 30 – 50-ти метрах перед собой, сидя на земле Бородинского поля, каждая пядь которой пропитана кровью русских и французских солдат, под гром артиллерии, в дыму от пушечных взрывов.
Представьте себе готовую к бою шеренгу пехоты, перед которой рассыпались в цепь егеря, а за основным строем двигается маленький отряд музыкантов. И вдруг, манёвр — атака конницы неприятеля. Шеренга мгновенно перестраивается в каре и превращается в «ощетинившуюся крепость». В середине оказываются безоружные музыканты, а в первых рядах, лицом к лицу с неприятелем — пехота. Только почти двухметровое ружьё с примкнутым штыком защищает солдата от клинка врага.
Разъяренная конница, копыта лошадей, пар из ноздрей и глаза в глаза с лютым врагом, -а за спиной твой верный товарищ и брат-солдат, барабаны с флейтами, а в душе — молитва!
К большому сожалению, в Спасо-Бородинском монастыре отряду удалось побывать только после баталии 6 сентября. Все паломники с благоговением приложились к святыням и подали записочки за своих близких и за всех воинов, «положивших живот свой за други своя»…Трудничество в монастыре пришлось отложить до следующей поездки.
И пусть не всё запланированное удалось осуществить, наше паломничество, безусловно, состоялось. Все участники похода имели возможность проявить в нём лучшие свои качества: ответственность за безопасность женщин и детей и организацию лагерной жизни взяли на свои крепкие мужские плечи Александр Майшев, глава семьи новобранцев, и бывалый курсант Алексей Криволапов; дисциплинированность и собранность продемонстрировали все паломники, включая полуторагодовалого Ванечку – будущего солдата – и главного реконструктора, Макара Петрука, которому чрезвычайно тяжело было возвращаться к мирной жизни…
Евгения Петрук
Источник: http://iverskoye-podvorie.ru