Небесный покровитель «крылатой пехоты»: почему День ВДВ начинается с крестного хода?

Зачем десантники ходят крестным ходом по Ильинке, почему Илья Пророк выбран небесным покровителем ВДВ, зачем нужны священники в армии и для чего благословляют оружие? Отвечает настоятель главного храма Воздушно-десантных войск (пророка Илии в Китай-городе) протоиерей Андрей Речицкий.

— Зачем Воздушно-десантным войскам свой небесный покровитель?

— Десантные войска регулярно выполняют сложные боевые задачи. При этом десантники неизбежно сталкиваются с серьезными испытаниями, когда стоит вопрос жизни и смерти. В таких условиях они неизбежно понимают, что даже если ты сделал все, что в человеческих силах, многое по-прежнему зависит от Бога. И не остается никаких сомнений, что благословение Божие очень важно.

2 августа 1930 года, в день памяти пророка Илии, было первое десантирование под Воронежем, тогда же был подписан указ о создании ВДВ. Так, что Илия Пророк с самого начала взял под свое покровительство десантников и все эти годы незримо присутствовал в войсках. А теперь его присутствие обрело явную форму в празднике «Ильин день».

— Образ десантника у многих скорее ассоциируется с фонтаном, чем с храмом…

— Мы привыкли, что день ВДВ — это особый день, когда ничего ужасного не происходит, но большинство людей, все-таки, стараются держаться подальше от мест массовых гуляний. СМИ создают образ десантника-хулигана, который может в фонтане искупаться, разбить арбуз об голову и как-то еще нарушить общественный порядок. Но по своему опыту мы знаем, что по своей сути десантники это очень достойные люди. Это люди, которые не щадя своей жизни готовы выполнять свой долг и защищать Родину. Очень многие из них жизнь действительно отдали, оставаясь верными присяге. Многие стали героями. А какие отношения выстраиваются между боевыми офицерами и солдатами — уже за одно это их можно уважать. Десантники ведь все время находятся на острие боевых задач, и от взаимоотношений внутри группы зависит жизнь каждого из них. Безусловно, эти отношения имеют свое продолжение и после увольнения в запас.

Когда такие люди приходят на праздник, то понимаешь, что картинка в СМИ немного не соответствует реальности, и десантники достойны уважения и всяческого почтения. Вот почему для нас очень важно, что наш праздник стал новой формой для Дня ВДВ и начал менять сложившиеся стереотипы. Мы понимаем, что все вместе предстоим пред Богом, и возникает ощущение особого единства армии, Церкви и тех, кто трудится на Ильинке.

За эти годы через наши торжества прошло более трех тысяч курсантов и воинов ВДВ. Теперь и для них этот день означает не только купание в фонтане, но память их небесного покровителя. Они прошли крестным ходом, вместе с командующим молились на Лобном месте, торжественно прошли по Красной площади перед иконой своего небесного покровителя. Для любого офицера и воина это знак особого доверия и большая честь, память о таком событии остается на всю жизнь.

А что касается хулиганств, то и командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Анатольевич Шаманов, и председатель Союза десантников России генерал-полковник Валерий Александрович Востротин неоднократно говорили, что вместе с десантниками 2 августа выходят гулять и «ряженые». Таких немного, но они придают празднику ненужную окраску.

— Читал в комментариях к фотографиям с крестного хода, что Церкви в армии быть не должно, она лезет не в свое дело. Что на это можно ответить?

— Есть ли у такого комментатора внутреннее право делать подобные заявления в Интернете, не пустые ли это слова? Мне было бы интересно посмотреть, как он сам повел бы себя на поле боя или в других обстоятельствах, требующих от человека самопожертвования. У нас на празднике присутствуют ветераны Афганистана. Есть икона Илии Пророка, которая прошла весь Афганистан, в иконе заключены частички афганской земли, на которой шли кровопролитные бои. Ветераны ее так и прозвали — «Илия Пророк Афганский». Эти ветераны знают, что без веры на войне невозможно, они подтверждают это своей жизнью. Сможет ли такой критик Церкви подойти к этим ветеранам и без внутреннего лукавства сказать им, что они поступают неправильно?

Чаще всего люди, которые приводят такие доводы, либо не знают своей истории, либо страдают очень характерным недугом современности — легковесностью. Современный мир приветствует легковесность в людях, интернет-дискуссии предполагают легковесность, безответственность суждений. Люди думают, что нет никаких проблем рассуждать и высказываться обо всем на свете, даже о том, что, может быть, на несколько порядков превосходит уровень их личного развития. Порой «способности ума не соответствуют силе жития». Жизнь и поступки современного человека очень часто не соответствуют тому, о чем он говорит. Объяснять ему, что не обо всем он имеет право судить в Интернете — это как объяснять дальтонику разницу цветов. Как вы объясните? Его сначала вылечить нужно, восстановить целостность личности. Поэтому, прежде чем возражать, выясните — а не идет ли речь о серьезном повреждении? Если да, то вопросы воспринимать всерьез нельзя.

— Там же звучит и другая претензия — как можно благословлять воинов и оружие, если есть заповедь «не убий»?

— Да, Церковь благословляет оружие. Но Церковь не благословляет убийство. Оружие предназначено не только для того, чтобы отнимать жизни на войне. Оно, помимо прочего, удерживает людей от зла. Зачем военному ружье? Зачем полицейскому пистолет? Давайте все у них заберем. И тогда придут другие люди, с оружием, у которых нет никаких внутренних ограничений. И они будут командовать, а мы будем ходить строем. Заповедь «не убий» касается лично тебя. А если на твоих глазах издеваются над другим, над ребенком, то действует другая заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Ты употребишь усилие или даже силу, чтобы избавить ребенка от опасности. И в какой форме получится это сделать — как Бог даст. Церковь не благословляет оружие на убийство, она благословляет оружие на защиту Отечества, на удержание от зла других людей. И, может быть, это благословение как-то удерживает и самих обладателей оружия от его неправильного использования.

— Приходы всегда разные, одни считаются интеллигентскими, другие любят миссионерство. А каков ваш приход?

— У нас храм маленький и находится он в районе, в котором нет местных жителей, только сотрудники расположенных рядом организаций. В связи с этим наш приход, по московским меркам, очень небольшой и похож на покаянную семью, все друг друга знают. У священников на исповеди есть возможность уделять время всем прихожанам. Строй и порядок службы позволяют поговорить с каждым и, по возможности, оказать поддержку в духовной жизни, разобраться в каких-то духовных, а порой и житейских вопросах.

Еще одна черта прихода — большая семейная воскресная школа. Школа является продолжением нашей приходской жизни вне богослужения. Здесь учатся детки с двух лет до самого солидного возраста. Это не такая школа, которую можно закончить и получить аттестат. Это общее семейное приходское дело, где после службы есть возможность собраться по интересам, послушать лекцию, сходить в поход, отправиться в паломничество, разделить радость и скорбь друг с другом.

Беседовал Кирилл Миловидов

***

Храм Илии Пророка в Китай-городе

Храм Илии Пророка построили в Москве в 1519 году на территории Ильинского монастыря. В перестроенном виде храм сохранился до сегодняшнего дня и дал название улице Ильинка. В 1606 году с удара в колокол Ильинского храма началось народное восстание против Лжедмитрия I. В советское время храм был закрыт, колокольня снесена, а внутреннее помещение разделено на этажи и комнаты, в которых разместили коммунальные квартиры и различные организации.

Службу в храме возобновили в 1995 году. После того, как пророк Илия был выбран покровителем десантников, высшее руководство ВДВ начало искать и подходящий храм. По благословению Патриарха Алексия II были осмотрены храмы Илии Пророка в Москве, и выбор остановился на храме в Китай-городе, хотя он и находился в аварийном состоянии. Генерал-полковник Георгий Шпак, командовавший ВДВ, обратился к Патриарху Алексию II с просьбой определить храм Илии Пророка как воинский храм ВДВ, и Патриарх благословил.

Первые совместные с ВДВ торжества прошли в Москве на площади перед зданием Торгово-промышленной палаты в 2003 году. В 2005 году по Ильинке прошел первый крестный ход, и дореволюционная традиция молебного пения на Красной площади была восстановлена.

***

Торжества по случаю Ильина дня в Москве (фотоальбом)

Московская городская епархия

Источник: http://www.moseparh.ru/news/text/45623.html