Перед заседанием Константин провел для гостей кружка небольшую, но интересную экскурсию по Донскому монастырю. Вначале мы приложились к чудотворной Донской иконе Божией Матери, а затем – к мощам святителя Тихона, патриарха Всероссийского, которые почивают в Большом соборе монастыря. После этого мы отправились в Некрополь, где похоронены такие известные люди, как Иван Шмелев, Александр Солженицын, Иван Ильин. Константин отметил, что иногда монахи приходят сюда, молятся, чтобы иметь в себе память смертную, без которой трудно возрастание в духовной жизни.
После Некрополя мы отправились посетить келью св. патриарха Тихона, в которой он некоторое время проживал. Это тем более ценно, что вход туда не свободный, а только по записи с экскурсионной группой. Было радостно, что наша группа попала в такое благодатное место без труда, благодаря нашему руководителю – послушнику Константину.
Затем мы прошли в просторное уютное помещение, где сели за столы, накрытые чаем с печеньями, и после молитвы приступили непосредственно к разговору.
В ходе лекции, прочитанной Константином, а также последовавшего за ней обсуждения, мы говорили не о конкретных методах, а о миссии в целом, о ее основных принципах. Было озвучено множество тезисов. Вначале мы рассмотрели ключевые вопросы про миссию, что подразумевается под этим словом. Было отмечено, что в последнее время имеет место тенденция пытаться проповедовать с помощью развлекательных мероприятий, с оправданием, будто это «свидетельство жизнью». Мы рассмотрели, по каким причинам не стоит понимать это как подлинную миссию.
Поговорили и о восприятии Евангельской вести людьми с различным духовным настроем. Благая весть отталкивает тех, кто не хочет отказываться от греха. Была высказана мысль, что мир – это то, что не дает возродиться духовно. Также, как сказал Константин, существует мнение, что если бы благоразумный разбойник выжил, то он все равно обязательно обратился бы ко Христу, потому что в его душе присутствовало четко установленное направление на покаяние.
Следующим тезисом было то, что не нужно сводить миссию к национально-патриотическому движению или чему-либо подобному. Христианство – не мирская психология, не национальная идеология. Некоторые говорят: «Православие – это моя Родина, мои предки», то есть выставляют его как некий культурообразующий фактор. Это большая ошибка, приведшая Россию к трагедии в XX веке. Подлинный патриотизм состоит в том, чтобы приобщить к Вечности своих соотечественников. Однако, в то же время христианство не уничтожает, а одухотворяет народные ценности. Например, патриотизм – земная ценность, которая может одухотворяться верой.
Далее говорилось о том, что распространение Благой вести – это удел не только священнослужителей, но и мирян. В Церкви даже существует чин святых, которые, будучи мирянами, подвизались как миссионеры: равноапостольные. Также, миссия – это, на самом деле, органичная часть христианской жизни, потому что Христос в своем учении – которому следует всякий христианин – помимо прочего говорит и следующее: «Идите, научите все народы…»
Поговорили и о причинах неверия в человеке, которых можно выделить три. Во-первых, это духовная гордыня: «Я и так хороший. Зачем мне Спаситель?» Во-вторых, это погруженность в чувственность мира; это то, о чем царь Соломон говорил: «суета сует, — всё суета!». В-третьих, это зависимость человека от страстей. Сам человек живет в страстях; для него земная жизнь – это уже рай. И Евангельское учение как раз мешает ему так жить.
Наконец, было сказано, что для каждого существуют свои средства для проведения миссии. Например, мусульманам нужно говорить не о Боге – они знают, кто Он – а о том, какой Он. Также, мы пришли к тому, что миссия складывается из следующих трех стадий: в самом начале должна быть молитва за человека, потом – нужно показать человеку пример своей жизнью, и только после этого нужно начать говорить Евангельское слово. Иначе положительного эффекта от проповеди может не быть.
Одна из присутствующих рассказала об интересной практике, которую проводили добровольцы в Петрозаводске во время пребывания там мощей св. Георгия Победоносца. «…В Петрозаводске на выходе у паломников спрашивали три вопроса: 1. Что Вы знаете о святом Георгии Победоносце? 2. Как часто Вы ходите в храм? 3. Знаете ли Вы, что такое исповедь и Причастие и приступаете ли Вы к этому? Естественно, люди нецерковные не давали ответа на эти вопросы, и тогда миссионер начинал разговаривать с человеком на эти темы. У людей возникало побуждение поговорить об этом».
Был задан вопрос, как христианину не попасться на удочку фарисейской проповеди. «Аскетика, духовная жизнь как раз научает человека реально фильтровать и просматривать свои намерения, свои мотивы, хорошо их анализировать. Фарисейская проповедь основана на «само-», на самости человека. Корень в этом. Они проповедовали о Боге, но Бог был для них какой-то чуждая, далекая инстанция. Православный христианин проповедует по-другому: проповедь начинается с молитвы, продолжается молитвой и заканчивается молитвой. Он прекрасно понимает, что он лишь орудие в руках Божиих. Да, он соработничает Богу, но при этом искренний проповедник – Сам Господь…», — сказал Константин.
После беседы на душе осталось легкое, радостное, светлое чувство, потому что, находясь в компании верующих молодых людей, одинаковых с тобой по духу, целям и стремлениям, ты чувствуешь Христа, и в этот момент невозможно не вспомнить Его слова: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Константин Коков
Источник:http://hramramenki.ru