ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Весь мир, сотворенный Богом, исполняется ныне радостью о совершении Божественного домостроительства нашего спасения. «В сей день, — говорит святитель Григорий Богослов, — Христос отразил жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. Сегодня мы, по слову апостола Павла, «имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Радостная пасхальная весть о Воскресении Христовом есть сущность нашей веры.

Человечество, призванное к бессмертию, грехом лишило себя способности исполнить свое Божественное предназначение, и лишь Тот, Кто даровал людям саму жизнь, мог вернуть миру спасительную возможность примирения и воссоединения с Творцом. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10), «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16), — свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Воскресением Христовым и любовью Божией мы становимся причастниками бессмертия и обретаем истинный смысл нашего земного бытия.

Вера в спасительность Крестной жертвы и Воскресения неизбежно обязывает каждого из нас к необходимости христианского осознания сущности нравственности, которая есть ни что иное как способность человека отличать добро от зла, святость от греха. «Во Христе мы обладаем всем», — пишет святитель Амвросий Медиоланский. Только с Богом мы становимся в том числе и полноправными обладателями и хранителями нравственного закона, данного нам в библейских заповедях. Ценность и абсолютность нравственного закона не зависит от человеческих мыслей, чувств и действий. Напротив, именно все свои мысли, чувства и действия человек должен сверять с заповедями Божьими и отвергать то, что греховно и противоречит им. Это есть путь истинного самосовершенствования, путь самосохранения, духовного возрастания и, в конечном итоге, путь к святости. Если человек разрушает в себе нравственное начало (или, как мы часто говорим, нравственные ориентиры), то вместе с этим он теряет образ и подобие Божие, становится не способен делать выбор в пользу добра. Маскируясь под личиной ложно понимаемой «свободы личности», зло раскрепощает греховные человеческие инстинкты, отравляет души людей и общество в целом смертельным ядом греха, культа потребления и эгоистического удовольствия.

Общество, в котором непротивление греху и порокам получает массовое распространение, становится нежизнеспособным. В нем распространяются попрание моральных норм и традиционных устоев, жестокость и обман в отношениях между людьми, эксплуатация человека человеком, насилие, разрушение семьи и всеобщая жажда наживы. Как в истории, так и в современной жизни можно найти много примеров этому. Реакцией на подобное общественное разложение часто бывает религиозный радикализм и экстремизм, когда душа человека, чувствуя ложность принятых в «обществе потребления» ценностей, восстает против них, против социальной несправедливости и пороков, но, не имея истинной веры и правильных духовных ориентиров, попадает в страшные и гибельные сети религиозного фанатизма.

Необходимо понимать, что никакими радикальными и агрессивными мерами невозможно победить зло и грех. Невозможно лечить болезнь без правильного понимания её реальных причин. Бесполезно купировать видимые ростки зла, не выкорчевывая корень. Борьба со злом и грехом – это дело всей жизни человека. Дело прежде всего индивидуальное, но более осуществимое для нас христиан, если мы, объединенные единой верой в Церкви Христовой, будем с терпением и упованием на помощь и милость Божию совершать свой земной путь. Только Христос Спаситель может помочь нам в борьбе со злом и грехом. «Если твоим ранам нужно исцеление – Он врач. Если горишь в жару – Он прохладный ключ. Если нуждаешься в поддержке – Он сила. Если страшишься смерти – Он жизнь. Если бежишь мрака – Он свет. Если ты голоден – Он пища», — вновь обращаемся мы к словам святителя Амвросия Медиоланского. Именно события Воскресения Христова помогают нам понять замысел Бога о человеке, потому что Воскресение – это победа добра над злом, правды над ложью, света над тьмой, Бога над диаволом. В этой перспективе Бог Всемогущий дает нам силы переносить жизненные испытания, находить и видеть тот свет Воскресения, который пронизывает тьму и помогает понять смысл происходящего. Духовное бодрствование и трезвение, очищение сердца, испытание совести, участие в церковных таинствах для врачевания греховных недугов души – вот тот путь, которым мы последуем Христу, сораспинаемся Ему и входим в пасхальную радость Господа своего.

Духовное совершенствование личности, к которому мы призываемся, должно найти свое выражение и в видимых делах благочестия и милосердия, в исправлении последствий многих десятилетий безверия, проявившихся в утрате жизненных ориентиров, подмене истинных ценностей бытия мнимыми, оправдании греха. Воспитание чувства нравственной ответственности с самого раннего детства лежит в основе этой борьбы. Кто как не семья с её нравственным примером в соработничестве со школой и всеми здоровыми силами общества может повлиять на сегодняшнюю ситуацию. Свое воспитательное делание семья и общество должны основывать на тех вечных ценностях, имеющих непреходящее значение.

В день светлого Христова Воскресения молитвенно желаю всем клирикам и прихожанам храмов Западного округа столицы помощи Божией, крепости духовных сил, благословенных успехов в трудах, мира и счастья. Благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа и молитвенное заступление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии да пребывают со всеми нами!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

ИГНАТИЙ
Епископ Выборгский и Приозерский
Председатель Синодального отдела по делам молодежи
Управляющий Западным викариатством города Москвы

Пасха Христова

       2015 год