22-23 декабря 2014 года в зале коллегии Министерства культуры Российской Федерации в Москве проходит международная научная конференция «Национальный вопрос в творческом наследии И.А. Ильина. Смысл и цель общенациональной и этнокультурной политики». Конференция посвящена 60-летию со дня кончины философа. Среди участников конференции — председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов.
Приветствуя участников конференции при ее открытии, протоиерей Всеволод Чаплин напомнил слова И.А. Ильина: «Перед государством открывается чрезвычайно широкое поле для деятельности, ведущей к хозяйственному устроению и духовному развитию народа. Задачи государства не ограничиваются водворением порядка, мира и справедливости; оно должно делать все возможное для того, чтобы народ не страдал не только от раздоров, войн и несправедливости, но и от голода, болезней, стихий природы и, главное, от духовной темноты. <…> Жизнь и деятельность <…> государства должны быть проявлением самодеятельности граждан. Ведь государство не учреждение, возносящееся над гражданами, а корпорация, существующая ими, в них и через них. Государство есть союз, несомый и творимый гражданами, их самоотверженной и в то же время свободной самодеятельностью; поэтому задача государства состоит, между прочим, в том, чтобы воспитать и приучить граждан к общественному самоуправлению, наподобие того, как мораль приучает людей к внутреннему, личному самоуправлению. На этой основе покоится современное воззрение на государство как на корпорацию, привлекающую к своей деятельности широкие круги граждан и образующую для них живую школу самоуправления и самодеятельности».
По мысли выступавшего, с таким видением государства перекликаются слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который на XVIII Всемирном русском народном соборе призвал к осознанию единства российской истории и к синтезу ценностей и идеалов разных ее периодов — синтезу, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность». В связи с этим отец Всеволод напомнил слова Его Святейшества: «Государство, созданное на базе такого синтеза, в полной мере будет отражать идеалы библейских заповедей, лежащих в основе всех истинных представлений об этике, о должном и не должном. Опираясь на заповеди «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», оно сможет решительно подавить организованную преступность, коррупцию, индустрию разврата и растление молодежи. Оно будет способствовать укреплению связи между свободой личности и ответственностью, гражданской самоорганизации народа, построению солидарного общества, о котором много говорилось с трибуны Всемирного русского народного собора. Оно обеспечит гражданам максимум социальных гарантий, создаст пространство равных возможностей для людей из разных регионов, социальных слоев и профессиональных групп. Добьется стремительного развития науки, передовых технологий даст второе дыхание тем сферам, где мы традиционно лидировали. Наконец, такое государство создаст оптимальные возможности для жизни традиционных религиозных общин, для передачи духовного наследия наших предков будущим поколениям».
«Не случайно, — сказал отец Всеволод, — мы сегодня обращаемся к наследию Ивана Александровича Ильина. Не случайно эти ключевые, осевые годы стимулируют нашу мысль, в том числе обращая ее к великим мыслителям нашей единой истории, в которой, как говорилось на XVIII Всемирном русском народном соборе, объединены, несмотря на все былые противоречия и нынешние споры, княжеский, царский, имперский, советский и постсоветский периоды. В начале девяностых нам пытались сказать, что все мировоззренческие споры завершены и достигнут некий консенсус. Но во многих областях этот «консенсус» оказался ложным: его принимали помимо воли народа и без народа. И сегодня, когда внешние влияния и сама обстановка в мире подталкивают нас к тому, чтобы быть более независимыми, самостоятельными и свободными, мы должны на некоторые вещи посмотреть как бы с нулевой отметки.
Мы должны думать — не только на уровне умопостроений, но и на уровне правовых и других общественно значимых решений, — каким должно быть наше государство. Не получается у русского человека построить государство-фирму, государство технократическое, подверженное диктату наивного рационализма, не понимающего многое из того, что происходит в мире. Когда нам навязывают эту модель, нам навязывают правила, по которым мы всегда проиграем, потому что они не включат самые сильные стороны нашего национального характера, заставят их дремать.
Нам нужно государство, слышащее народ и действующее согласно воле народа. Нам нужно государство, в котором люди и народы свободно развиваются и в то же время ясно чувствуют свою миссию, готовы исполнять ее, ставить эту миссию выше частных интересов, прислушиваться к тем дуновениям таинственного ветра, в котором мы слышим Божие участие в истории. Пусть всегда будет так. Пусть всегда наше государство объединяет в себе разные, но равно значимые для нашего народа ценности, объединяет волю разных народов, наследие разных периодов нашей истории, и всегда будет по духу нашим — российским, в том числе русским, созидая ту особую, ключевую роль, которую России всегда удавалось играть в переломные моменты истории — такие, как нынешний».
Протоиерей Сергий Привалов сделал на конференции доклад «Духовные основы воинского служения Отечеству. Общенациональный аспект». Отец Сергий привел слова И.А. Ильина: «Армия представляет собою единство народа; его мужественное начало; его волю; его силу; его рыцарственную честь. Так она должна восприниматься и самим народом. <…> Русская армия всегда была школой русской патриотической верности, чести, дисциплины и стойкости. Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою, победить свой «страх» и сосредоточить свою выносливость, мужественность и храбрость. Армия невозможна без самообладания и усердия. Армия требует воинского качества. Она гасит в душах распущенность, лень и склонность к раздору. Она учит повиновению и ответственности. Она приковывает волю человека к воинской чести, а чувство единства и солидарности — к своей воинской части. Армия невозможна без характера, патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: «Жить для России и умереть за Россию».
По словам отца Сергия, «если Армия выполняет свою функцию по защите Отечества, выступая гарантом национальной безопасности и суверенитета, то все нации и народности, участвующие в вооруженной защите общих интересов, выходят на уровень стратегического осмысления проблемы: «если не вместе — будем уничтожены». Инстинкт самосохранения и цивилизационный подход к защите геополитических интересов, национальной и духовной самоидентичности создает условия подчинения национальных особенностей единому служению. Тем более, что духовная правда на нашей стороне. Россия претерпевает столь жесткое давление за борьбу с князем мира сего — с миром диктата потребительства как смысла жизни и ложной духовности, которая уводит человека от познания Бога и общения с ним.
Духовные основы воинского служения Отечеству — это православное миросозерцание, дающее воинам ключ к оценке своей роли и месте в борьбе с духами злобы поднебесной, с их проявлениями в политическом и военном противостоянии. Иван Ильин, размышляя о национальном самосознании отмечает: «Народ с колеблющимся инстинктом национального самосохранения и помраченным духовным самосознанием — не может отстаивать свою жизнь на земле; а заменить этот инстинкт и это самосознание нельзя ничем. Народ должен чувствовать в поддонных глубинах своей души — свое единство, свою неразрывную связь и сопринадлежность, свою самобытность и духовную драгоценность своего своеобразия перед лицом Божиим; он должен чуять свое «мы» и его величие; он должен верить в свои силы, в свою правду и в свою богоблагословенность.
Здесь нужна не хвастливость, не гордыня и не «мессианская» мания величия. Здесь нужна крепкая вера в Бога и воля к жизни. Здесь необходимо полусознательное, национально-государственное чутье; и чувство собственного достоинства. Нация есть живая система самоутверждения и самопомощи. Ей не на что и не на кого надеяться, кроме Бога и своих собственных сил. И после верности Богу — у нее нет другого высшего закона, кроме самоподдержания и расцвета духовно-национальных сил. Народ призван блюсти себя сам. Он призван к духовному и государственному самостоянию. Он сам должен уметь заклинать свои злые страсти и будить свои благие силы. Он должен помнить, что всяким изнеможением его инстинкта и всяким помрачением его самосознания — беззастенчиво и безжалостно воспользуются все его непоколебавшиеся и не помрачившиеся соседи. Ибо миром международных отношений движет не благородство, не благодарность и даже не правосознание, а интересы и силы народов. Только самодеятельностью спасаются народы. Только в самостоянии будет жить Россия. Никто ей не поможет. Она должна помочь себе сама: молитвенным подъемом и действенной волей».
Наследие Ивана Ильина дает возможность еще раз утвердиться в аксиоме «России поможет только сама Россия через возрождение духовности, то есть сам Господь, если объединимся в поиске христианской истины — Любви Божией внутри своего сердца».
Патриархия.ru
Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/2336179.html