Памяти победы 5 апреля 1241 г. Александра Невского на Чудском озере

В ходе лекции-встречи и Викторины, представитель Русской Православной Церкви раскрыл мотив святого князя Александра Невского дать отпор именно немецким рыцарям, а не монголам, при состоянии, что обоим противостоять было невозможно.

В данной ситуации во всей полноте проявился талант святого князя. Как никто другой, он осознал, что  русскому народу ассимиляция со стороны стоявших на более низкой ступени развития монголов не угрожает (на период нашествия на Русь монголы не имели своей письменности и культуры).

Католическая же агрессия немцев и шведов угрожала потерей не только государственности, но и национальной, культурной и религиозной самостоятельности.

Первоочередной задачей в своей военной политике князь Александр Невский видел защиту северо-западных границ всей Русской земли от нашествия иноземных захватчиков (шведов, немецких рыцарей), заключение мирных соглашений с соседями (например, с Норвегией в 1251 г.), предотвращение разорительных нашествий татаро-монгол на Русь и укрепление центральной власти великого князя. 

Первым воплощением данных задач была победа над шведами в день памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 июля (ст.ст.)  1240 г. на реке Неве.

5 апреля 1242 г. в субботу пятой недели Великого поста, когда Православная Церковь чтит Божию Матерь чтением акафиста «Похвала Богородице» перед иконой ее «Одигитрия» («Смоленская»), князь Александр дал Ливонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера, наголову разгромив рыцарей. Это совпадение дало возможность по-новому увидеть смысл нашествия тех же монголо-татар: Бог через молитву Богородицы не оставил Русь, а значит монгольский погром – это не только наказание за грехи, но и величайшее испытание, ибо «кого Бог любит, того испытует». В связи с этим у русских вновь появилась надежда на возрождение Руси. Эта надежда еще более усилилась после освобождения Константинополя от католиков в 1261 г. византийским императором Михаилом VIII.

Свой план войны с крестоносцами Александр Невский построил на внезапности, стремительности ударов.

Ледовое побоище на Чудском озере стало одним из выдающихся сражений эпохи Средневековья, классическим примером окружения противника и организации его преследования для завершения разгрома. По потерям, понесенным рыцарским войском (около 500 рыцарей и несколько тысяч кнехтов), это сражение намного превосходит все крупнейшие «рыцарские» битвы того времени.

Две убедительные победы русских (над шведами и немцами) дали понять Западу, что покорить русских трудно, и, скорее всего, невозможно. Даже папа Римский пересмотрел свою политику – стал на путь убеждений, которые, как показало время, оказались также бесплодными. Когда в 1243 г. послы папы Римского пришли к князю Александру с предложением об унии, он написал в ответ: «Сие все добре сведаем, а от вас учения не приемлем».

По освобождении Пскова, когда благочестивый герой, сойдя с коня, поклонившись, с благоговением приложился к святыне и принял благословение священнослужителей, народ, взиравший на эти действия князя, сменил общий восторг слезами умиления. Не гордость победителя – чувство благодарности к Богу озаряло его одушевленное лицо.

После этих побед Александр Невский стал самым авторитетным и уважаемым князем, как в русских землях, так и за пределами Руси. Автор Жития Александра не слишком преувеличивал в похвалах, говоря о страхе, испытываемом разноязычными недругами Руси при одном упоминании имени Александра.

Именно ему выпала на долю тяжкая работа по укреплению русских земель в самые тяжелые годы монголо-татарского ига. Его искренняя вера в Бога и любовь к Церкви явились основой для добрых отношений с русским митрополитом Кириллом, который поддерживал князя не только в духовных вопросах, но и в делах государственных.

Занявшему великокняжеский стол Александру Ярославичу пришлось вести сложную дипломатическую и военную деятельность. Отражая постоянные нападения шведов на западные границы, он стремился не допустить новых «ордынских ратей» на русские земли. Именно поэтому в 1257 г. он сам усмирил восстание в Новгороде против ордынских «численников», проводивших перепись жителей.

В 1262 г. была достигнута важная дипломатическая победа – заключен мирный договор с Миндовгом Литовским, по которому Полоцк возвращался «под руку» Александра и появлялась возможность совместных действий против Орды. С Ригой, Тевтонским Орденом, Любеком и Ганзой был заключен договор о свободной торговле. В результате западные границы были на время прикрыты.

Но, в том же 1262 г. по Руси прокатилась волна выступлений против ордынцев – сборщиков налогов. Чтобы избежать нового ордынского нашествия князь Александр отправляется в Орду «отмолить людей от беды», как написано в его Житии. К тому же он надеялся договориться об отмене решения о наборе на Руси войск для участия в войне ордынцев на Кавказе. Переговоры прошли успешно, и ордынскому хану в этот раз не удалось получить русских воинов. Однако из Орды Александр Ярославович выехал смертельно больным. Не доехав до Владимира, великий князь скончался в Городце на Волге, приняв схиму с именем Алексий, 14 ноября 1263 г. в возрасте 43 лет.

Во второй части встречи прошла матчевая встреча учащихся школы с военнослужащими по мини-футболу, первые из которых одержали победу. За чаепитием, после бурного обсуждения успехов и неудач матчевой встречи, вернулись к историческим событиям XIII в. и духовным вопросам веры, о которых и поведал диакон Андрей К.


  • Для примера, в знаменитой битве французского короля Филиппа Августа с германским императором Оттоном IV при Бувине (1214) немцы, потерпевшие поражение, потеряли всего 70 рыцарей убитыми и 131-220 пленными.
  • Хитров М. Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский. М., 1898. – С. 77-78.

изображения не найдены