В Государственном Историческом музее представили уникальный портрет великого князя Сергея Александровича

4 февраля 2014 года в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы, в рамках проходящей выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет», прошла презентация картины Карла Лемоха «За чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича. 1886 г.». Великий князь изображен читающим в своем кабинете в усадьбе Ильинское под Москвой.

Мероприятие провели Государственный Исторический Музей совместно с Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при участии мэрии Москвы.

Открывая презентацию, директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин заметил, что встреча посвящена человеку, «который вложил очень много сил, своих знаний и умений для того, чтобы Исторический музей существовал».

В свою очередь, глава Елисаветинско-Сергиевского общества Анна Громова рассказала, что картина работы Лемоха была приобретена на торгах аукционного дома-кабинета благодаря помощи фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».

«Для нас эта картина особенно важна потому, что наш Фонд начал свою деятельность с возрождения приходской жизни в селе Ильинское-Усово. Это усадьба императора Александра II и императрицы Марии Александровны, которую унаследовал после смерти матери великий князь Сергей Александрови», — сказала она.

Рассказывая о самой картине, Анна Громова заметила: «Неудивительно, что Карл Лемох запечатлел великого князя в минуты чтения, потому что увлечение литературой было одной из важнейших составляющих его жизни. И как все прочее, свое увлечение книгами великий князь Сергей распространял в рамках своей просветительской деятельности».

Анна Громова также сообщила, что сейчас запущена трехлетняя программа по исследованию деятельности великого князя в бытность его на посту московского генерал-губернатора.       

«Благодаря ему … совершенно на новую ступень поднялось московское коммунальное хозяйство, усовершенствовалась система водоснабжения, появились новые мосты, по Москве пошли трамваи, было подведено освящение улиц и сделано многое-многое другое», — заключила глава Елисаветинско-Сергиевского общества.

Заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Константин Блаженов заметил, что данная выставка «делает очень многое для того чтобы москвичи и гости столицы узнали не очень понятную, не очень известную нам страницу истории города».

«Именно поэтому Правительство Москвы оказывает, и будет оказывать помощь обществу в его деятельности, направленной на раскрытие истории Москвы и городского управления, которым много лет занимался великий князь Сергей Александрович», — добавил представитель столичных властей.

Автор и куратор выставки «Романовы. Портрет Династии» Евгений Лукьянов, назвав картину Карла Лемоха «жемчужиной» экспозиции, отметил, что сам автор портрета «больше известный как художник-передвижник», был также «прекрасным царским и великокняжеским портретистом».

Куратор экспозиции заметил, что портрет великого князя Сергея Александровича – «одна из редких работ Лемоха, сохранившаяся именно в таком стиле».

Приглашенный в качестве гостя выставки, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Русская Православная Церковь Зарубежом) отметил, что  благодаря этой экспозиции у людей, ее посетивших, появится возможность «понять собственное предание – русское, российское».

Подробнее о личности великого князя Сергея Александровича рассказал автор книги «Царственный витязь и подвижник земли русской», доктор филологических наук, профессор Государственной Академии славянской культуры Владимир Мельник.

«Сергей Александрович с детства хорошо знал мировую литературу, читал на английском Шекспира, на немецком читал Гейне, Гете. Специально учил итальянский язык, чтобы читать в оригинале Данте, которым он восхищался. Но, конечно, прежде всего, он знал русскую литературу», — отметил Владимир Мельник.

По его словам, по-сути, великий князь приобщил к русской литературе свою супругу Елизавету Феодоровну, немку по происхождению и будущую святую мученицу.

«В Ильинском Сергей Александрович проживал вместе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной и как бы руководил ее чтением, потому, что она только входила в великую русскую культуру. Он сам выбирал для нее книги, очень много читал вслух, потому что чтец он был отменный», — сказал эксперт.

В заключение Владимир Мельник подчеркнул, что «самой главной книгой, которую читал Сергей Александрович, было Евангелие».

Работа выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет» продлится в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы до 10 февраля.

***

Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» является инициатором и организатором общественных программ в области просвещения и благотворительности, проводит выставки, конференции. Одной из задач Фонда ЕСПО является последовательное изучение опыта деятельности великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елисаветы Феодоровны на службе ближнему и Отечеству, а также восстановление мемориальной памяти о них в местах, связанных с их жизнью.   Находясь в должности генерал-губернатора Москвы (1891 — 1904 гг.) и командующего Московским военным округом (1896-1904 гг.), великий князь Сергий Александрович возглавлял и патронировал множество общественных организаций, занимавшихся делами просвещения и социальной помощи, неустанно поддерживал культурные и научные начинания. Благодаря непосредственному участию Сергия Александровича, в Москве были созданы музеи европейского уровня: Российский Исторический Музей (ГИМ) и Музей Изящных искусств им. Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). Великий князь возглавлял комитеты по их устройству, изыскивал средства для строительства, привлекал меценатов. Сергий Александрович сам был тонким ценителем и знатоком искусств. Большая часть коллекций, собранная им, существенно пополнила фонды ГИМа и ГМИИ им. А.С. Пушкина.   Информация сайта www.foma.ru

Источник: http://www.moseparh.ru/news/text/22369.html