Интервью епископа Выборгского и Приозерского Игнатия журналу «Живая вода»

Святая Русь в отдельно взятой епархии  Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2013 года Санкт-Петербургская епархия преобразована в митрополию, а на ее территории выделено четыре новых епископских кафедры: Санкт-Петербургская, Тихвинская, Гатчинская и Выборгская. Епископом Выборгским и Приозерским стал Преосвященный Игнатий (Пунин), бывший епископ Бронницкий, председатель Синодального отдела по делам молодежи. О своем видении того, как должна развиваться Выборгская епархия, он рассказал нашим корреспондентам.

Церковный маяк Северо-Запада

 

— Владыка, как будут выстроены отношения епархии с митрополичьим округом?

 

— Об этом ясно сказал Святейший Патриарх Кирилл в докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2013 года: «Митрополит — старший собрат. Он призван добрым советом помогать более молодым архипастырям управлять епархиями, заботиться о пастве. Кроме того, региональным властям было бы сложно взаимодействовать с каждой епархией по отдельности. Поэтому митрополитам поручено координировать диалог руководства епархий с властями субъектов федерации». 

 

— На вас возложены два служения: епархиального архиерея и руководителя Синодального отдела. Где вы намерены «базироваться»?

 

— Епархиальное управление будет находиться в Выборге. И я тоже буду пребывать там. Однако есть послушание в Москве, которое, конечно, уплотнит мой график. Более определенно пока сказать не могу.

 

— Будут ли в епархии созданы свои епархиальные отделы? 

 

— Безусловно. Епархия не может существовать, не имея структуры. А структура — это не только архиерей и его секретари. 

 

— Заступая на возрожденную Выборгскую кафедру, какую задачу вы ставите перед собой прежде всего? Есть ли у вас «программа»?

 

— Программа, конечно, есть. Но пока что она представляет собою отдельные мысли и наметки. Вы правильно назвали кафедру не «учрежденной», а «возрожденной»: она имеет свою дореволюционную историю. Тот период был исторически очень сложным и интересным. С Выборгской кафедрой связаны личности, оставившие в истории России и Православной Церкви неизгладимый след: крупный духовный писатель епископ Николай (Налимов), выдающийся иерарх и общественный деятель митрополит Антоний (Вадковский), архиепископ Сергий (Страгородский), будущий Патриарх. Все это возлагает на меня большую ответственность: нужно воссоединить дореволюционную историю и современность. Я буду стремиться к тому, чтобы при словосочетании «Выборгская епархия» у молодого поколения — не только нынешнего, но и будущего — перед глазами вставала единая историческая картина. На днях мне довелось посетить прекрасный церковно-исторический музей на подворье Константино-Еленинского женского монастыря в Санкт-Петербурге. Я поинтересовался: много ли посетителей? Оказалось, к моей радости, что приходит много детей! Это помогает им постигать историю, оживлять сухие факты, которые они узнают в школе. Нужно распространять этот опыт. 

 

— Районы епархии — очень разные. Вы уже начали с ними знакомиться?

 

— Все районы я еще не посетил. Но по первым впечатлениям могу сказать: люди очень хорошие! Практически сразу я нашел человека, которого пригласил заведовать пресс-службой (в Москве на эту должность отыскать сотрудника гораздо сложнее!). Самое главное, мы должны понять, что земля, в пределах которой образовалась епархия, это не только каноническая территория. Это окно и дверь для внешних людей. Место свидетельства миру. В том числе западному, который смотрит в нашу сторону с желанием увидеть духовный маяк. Давайте построим маяк здесь — на Северо-Западе. Чтобы, пересекая границу, иностранец видел Святую Русь. Она должна жить во всем — от прекрасных зданий до отношений между людьми. Мы построили красивые храмы, пора заниматься возрождением духа. Чтобы не повторить ошибок западного мира, где храмы закрываются, потому что в них никто не ходит.

 

Воспитание — помощь архиерею 

 

— Вы являетесь руководителем Синодального молодежного отдела. Что молодежь сегодня ждет от Церкви?

 

— В первую очередь молодежь нуждается во внимании. Нельзя заниматься молодым поколением по остаточному принципу. Дескать, нет молодежи в храме — и ладно. А если есть, но несообразно себя ведет, — можно накричать, сделать колкое замечание… Так дело не пойдет! Нужно понять молодых ребят и девушек! Уметь слышать их и отвечать на их вопросы. Стать для них добрым пастырем. Ведь сколько различных технологий употребляется в наше время для того, чтобы направить молодого человека по пути тьмы! Помните учение о двух путях из «Дидахе»? Наша задача — помочь молодежи обрести в жизни правильные духовные, нравственные и мировоззренческие ориентиры.

 

— Вы намерены сделать акцент именно на молодежном служении?

 

— Было бы неправильно, если бы я не заострял на этом внимание. Это послушание возложил на меня Святейший Патриарх. И дело не только в послушании, но и в ответственности за будущее. Если мы будем подходить к воспитанию нового поколения формально, то подвергнем себя серьезным рискам. В отличие от Московского региона на территории Выборгской и Приозерской епархии есть уникальная возможность для создания молодежных лагерей. Помимо замечательных людей, Господь даровал нам замечательную природу. Я также выдвинул идею — и ее уже одобрил губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко — о создании строительных отрядов. Они будут помогать в реставрационных работах в храмах и монастырях. Речь, конечно, не идет о профессионально сложных работах. Но расчищать, разбирать, выносить строительный мусор могут и непрофессионалы, волонтеры. И такая работа может стать соприкосновением с прошлым. Это возможность почувствовать тепло тех рук, которые когда-то возводили стены, разрушенные в годы безбожных гонений на Церковь Христову. Должна быть преемственность, связь поколений. Тогда Святая Русь и возродится, и состоится, и будет примером для многих. 

 

— В этой преемственности, наверно, важнейшую роль играет семейное воспитание?

 

— Конечно! Приведу нелицеприятный пример. Сельские жители часто указывают мне на такое несчастье: батюшка один на несколько деревень, и паства его практически не видит. Есть прекрасный храм, а священника нет. Но архиерей не может совершить чудо, «клонировав» священников для каждого маленького храма! Где дети, выросшие в этом селе? Они поступили в духовную семинарию? Нет. Стали священниками и вернулись на свою историческую родину? Нет. Немногочисленность священников — результат соответствующего семейного воспитания. Воспитание ребенка в христианстве — это ваша помощь архиерею.

 

— В Смоленской епархии уже более 20 лет преподается курс «Основы православной культуры». Сейчас он введен в качестве обязательного во всех школах страны. В чем вы видите основную проблему реализации этого проекта?

 

— Основная проблема — наша лень. Мы ленимся объяснять людям, что такое ОПК. В Смоленской епархии дело тоже продвигалось с трудом. Сначала был факультатив, потом уже полноценный предмет. Потом появился прекрасный учебник «История православной культуры земли Смоленской». Кто-то критиковал это пособие, называя его «конфессиональным». Церковь на эту критику отвечала: учебник культурологический, но культура нашего региона неотделима от православия. И в целом введение предмета проходило спокойно, без потрясений. Так должно быть и в масштабах страны. Те споры, которые ведутся сейчас, — часть естественного процесса. Накал страстей нужно гасить, общаясь с директорами школ, учителями и родителями.

 

Самая большая награда 

 

— Важен ли для вас опыт церковной жизни в Петербурге?

 

— Я же воспитан в этой традиции. Я учился в Московской духовной академии, и те, кого считаю своими учителями, — это выходцы из Санкт-Петербурга. Кроме того, частью Санкт-Петербургской митрополии исторически была Смоленская епархия, где я трудился прежде. Долгие годы ею управлял нынешний Святейший Патриарх — тоже петербуржец. Я всегда ощущал связь с городом на Неве. Повторюсь, для меня очень важна преемственность. Только с нею наша деятельность может быть продуктивной. Как говорил приснопамятный владыка Никодим (Ротов), наше дело — созидать, а судить будет история. Судить будут те люди, что придут после. Дай Бог, чтобы у них была добрая память о нас. Чтобы, заходя в храм, они заносили наше имя в синодик. Нет большей награды! 

 

Подготовили иерей Алексий Волчков и Тимур Щукин 

Источник: http://www.ioannp.ru/all/novosti_1332308037/1856/