Епископ Бронницкий Игнатий дал интервью газете «На Западе Москвы»

Только с верой жизнь обретает смысл   Епископ Бронницкий: «Сегодняшняя Русская Православная Церковь – это Церковь молодых, современных и энергичных христиан»    О церковной миссии в современной России, о том, на какие средства ведется возведение новых храмов в нашем округе, о вере истинной и следовании моде и о многом другом мы поговорили с Епископом Бронницким Игнатием, председателем Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, управляющим Западным и Восточным викариатствами города Москвы.    Слишком много церкви?                  – Владыка Игнатий, какой вам видитсясовременная церковная миссия? То тут, то там можно услышать: слишком много Церкви стало в обществе, она отделена от государства, пусть себе там, за церковной оградой, и правит, а в наши светские дела не вторгается. С другой стороны – Православие становится вроде бы как модным: президент с премьер-министром со свечами стоят, за ними чиновный люд валом валит. Как бы вы охарактеризовали сегодняшние отношения Церкви и государства?   – Дело церковной миссии в современном обществе нуждается прежде всего в живых и искренних словах и делах. Люди, к которым обращается Православная Церковь, должны чувствовать, что к ним обращаются со словом Истины. Это накладывает на каждого православного верующего, а тем более священнослужителя, очень серьезные обязательства. Наша повседневная жизнь должна быть живым свидетельством нашей христианской веры.   Что касается присутствия Православной Церкви в обществе, то необходимо сказать, что Церковь никогда не отделяла и не отделяет себя от своего народа. Тысячелетняя история христианства на Руси свидетельствует, что Православная Церковь разделяла со своим народом и государством как радости и достижения, так и горести и испытания. Православная Церковь – это духовная основа русского народа и Российской государственности, национальный нравственный стержень, и все искусственные попытки отделить общество от Церкви обречены на неудачу. В XX столетии богоборцы пытались уничтожить в России и Православную Церковь, и христианскую веру, но не смогли этого сделать. Поэтому сегодня не стоит говорить о какой-то «моде» на Православие. Это не мода, это естественное и заслуженное место Православной Церкви в стране и обществе. И руководители нашего государства это хорошо понимают и поддерживают. В этой связи сегодняшние отношения Русской Православной Церкви и государственной власти можно охарактеризовать как отношения доброго сотрудничества и диалога на благо Отечества.   – В 90-е годы, когда распался СССР, Церковь перестали притеснять, и наступил момент, когда совершенно неожиданно очень многие люди обратились к Богу. Стали креститься, венчаться, ходить на богослужения. Мы увидели реальный рост числа верующих ли, неверующих, но скажем так – интересующихся Православием. В течение многих лет отмечался приток верующих в храмы. Насколько этот процесс продолжается или можно говорить о его замедлении или даже оттоке людей от Церкви? Ведь одно дело – просто придти и поставить свечку, а другое – начать активную жизнь во Христе?   – Приток верующих людей в храмы Русской Православной Церкви не только не уменьшается, но с каждым годом увеличивается. Более того, на глазах меняется возрастной состав прихожан. В настоящее время в храмах преобладают люди среднего и молодого возраста, они сознательно относятся к своей вере, повышают уровень своего религиозного образования, соблюдают православные традиции и посты, деятельно участвуют в приходской жизни. Люди посещают храм целыми семьями – несколько поколений сразу. В семьях православных верующих увеличилась рождаемость, трое-пятеро детей сегодня не редкость у наших прихожан. Об этом мне сообщают отцы настоятели практически всех храмов Западного округа. Поэтому несостоятельны до сих пор повторяемые небылицы про то, что Русская Православная Церковь – это якобы «Церковь бабушек». Сегодняшняя Русская Православная Церковь – это Церковь молодых, современных и энергичных христиан. В этой связи вполне закономерно, что в Москве строятся новые православные храмы. Есть твердая уверенность, что они не будут пустовать.    Храмы строятся на пожертвования      – В нашем округе строятся сразу несколько церквей, под храмовые комплексы выделено 28 участков. Есть ли пожертвования верующих, или в основном строительство ведется на средства отдельных меценатов, предпринимателей?    – Отвечу вопросом на вопрос. А разве меценаты, по православному – благодетели, не являются верующими людьми? Все наши храмы строятся на добровольные пожертвования верующих православных людей. Просто среди паствы есть люди более состоятельные, есть менее состоятельные, но всякая искренняя жертва на благое дело храмоздательства с благодарностью приемлется Церковью. Кроме того, необходимо учитывать, что православный храм – это не только стены и купола, это еще и иконы, и утварь, и многое другое. Можно пожертвовать в храм икону, чашу, кадило – и это также будет посильный вклад в дело храмоздательства.   – Что вы думаете об объединении христианских церквей, о «двух Церквах-сестрах»? Я имею ввиду католическую и православную. В мире так много раздрая, Ближний Восток объят войнами, там серьезная беда угрожает и христианам. Может быть, с единения христиан мир начнет обретать стабильность? Вот в нашем Михайловском благочинии – вы поддерживаете общение с вашим коллегой-католиком?   – Во взаимоотношениях Православной Церкви и Римской Католической Церкви имеются разногласия в догматическом учении, поэтому речь об объединении Церквей не может вестись. Однако у православных и католиков имеются общие христианские убеждения по вопросам нравственности, милосердия, социального служения, миротворчества и другим актуальным для современного общества проблемам (например, противодействие легализации однополых браков, проблема абортов). Поэтому сотрудничество по этим направлениям ведется. Христиане всего мира призваны вместе противодействовать безбожию и пропаганде порока.     Уроки Православия     — Много споров в обществе по поводу включения в учебные планы школ изучения Православия…    – Это непростой процесс, в котором Церковь взаимодействует с органами образования и общественностью. Главным для нас является то обстоятельство, что множество родителей хотят, чтобы их дети изучали в школах данный предмет. С нынешнего года курс «Основ православной культуры» введен в учебные программы средних школ. Родители и школьники имеют возможность выбрать его для обучения. В Западном викариатстве назначен ответственный за взаимодействие с органами образования по данному вопросу. По имеющимся данным, «Основы православной культуры» в текущем учебном году изучают около 40% школьников, и, надеюсь, эта цифра будет увеличена, так как предмет имеет важное значение для формирования мировоззрения молодых людей.    – Недавно моя коллега рассказала мне, что ее не пустили в храм в шортах, она была в смятении, в горе и шла Дом Божий, совершенно не думая об одежде. Ей хотелось утешения. Так вот не пустил ее в храм охранник. Больше в церковь она не пойдет. Насколько допускается Церковью отхождение от канонически принятых и привычных для всех нас правил и форм общения Церкви с людьми?    – Надо понимать, что православный храм – это особенное сакральное место, в нем есть определенные нормы поведения. Эти нормы не являются догматами или канонами, но их необходимо стараться соблюдать, в том числе из чувств взаимного уважения. Если кого-то не пускают в храм, то для этого обычно имеется веская причина. Например, неподобающий внешний вид. Разумеется, и сотрудники храма, и работники охраны должны вести себя корректно. Надо также помнить, что в Православной Церкви очень сильны и значимы мотивы традиционализма. У православных верующих должен быть порядок не только в голове, но и во внешнем виде. Поэтому пребывание в храме в шортах и другой неподобающе «легкой» одежде для взрослых людей недопустимо.    – Церковь не должна быть трамваем, куда человек заскакивает только на короткое время. Для работы с молодежью, для тюремного и социального служения, для работы в области культуры – нужны соответствующие кадры. Как решается этот вопрос?    – Действительно, Церковь очень нуждается в квалифицированных кадрах: священнослужителях, молодежных лидерах, миссионерах, катехизаторах, социальных работниках. По всем этим направлениям ведется серьезная и напряженная общецерковная работа. Возглавляемый мною Синодальный отдел по делам молодежи, по благословению Святейшего Патриарха, реализует международную программу подготовки православных молодежных лидеров «Вера и дело». В храмах Западного округа столицы сегодня трудятся многие из тех, кто прошел подготовку в рамках этой программы.     Дом Божий, а не место «сервисных услуг»    – Служки в церквях – это вообще отдельная тема. Грубые, невоспитанные, эдакие хозяйчики на казенной будто работе. Они как будто за что-то мстят тем, кто пришел в храм, одергивают, поучают, двинут столом так, что вроде на базар пришел, а не в церковь. Почему нельзя пригласить к такому служение в церкви тех, кто будет принимать пришедших в храм действительно как братьев и сестер?    – Это вопрос из 90-х годов, когда среди работников храмов было немало людей с советским менталитетом в худшем смысле этого слова. Сегодня данная проблема уже практически неактуальна. Да, иногда мы встречаемся с фактами некорректного обращения с посетителями храмов, но это редкость. Такие случаи обязательно разбираются, и по ним принимаются меры профилактики. Могу сказать, что в храмах Западного округа отцы благочинные и настоятели в обязательном порядке призваны заботиться о повышении культурного и образовательного уровня приходских работников. При этом необходимо отметить, что приходится сталкиваться со случаями, когда сами посетители храмов из числа нецерковных людей ведут себя неподобающим образом, а потом обвиняют других в неуважительном к себе отношении. Причина этого в том, что, к сожалению, среди нас есть еще братья и сестры, которые воспринимают православный храм не как Дом Божий, а как место оказания «сервисных услуг».   – Владыка, в заключение я хотел бы попросить вас сказать несколько слов читателям нашей газеты. Чего вы хотели бы пожелать им, на что обратить внимание?    – Хотелось бы пожелать читателям и всем православным жителям Западного округа столицы твердости веры, бодрости духа, благополучия и помощи Божией в добрых делах. Нам всем вместе необходимо много потрудиться, чтобы жизнь вокруг нас становилась чище и добрее. У святого апостола Петра, великого проповедника христианской веры, есть замечательные слова: «Служите друг другу каждый тем даром, какой кто получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». 

Игорь Ковальчук 

Источник: http://www.ioannp.ru/all/novosti_1332308037/1625/