Чин Погребения плащаницы Пресвятой Богородицы
Этот сравнительно поздний по времени возникновения чин является подражанием чину утрени Великой субботы (на Страстной неделе) с погребением Спасителя. Считается, что он зародился в средние века и имеет иерусалимское происхождение.
"В Гефсимании (священном месте в Иерусалиме, где произошло событие Успения) чин погребения Пресвятой Богородицы служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого", — сказано в сообщении патриархии.
На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном напротив дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня.
За несколько дней до Успения настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию и краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию — в память перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвуют представители духовенства со свечами и множество паломников.
В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения. Утром в день празднования патриарх Иерусалимский традиционно возглавляет саму службу погребения Богоматери, состоящую из пения специальных богослужебных текстов с похвалами, подобными великосубботним.
По окончании празднования Успения плащаница крестным ходом относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима.
На Руси чин погребения получил большое распространение в XVI веке и издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре.
В 1845 году был осуществлен перевод Иерусалимского последования погребения с греческого языка на церковнославянский. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием "Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа". Ныне чин печатается в составе приложения к августовскому тому Минеи.
В настоящее время в приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) чин погребения может совершаться либо на утрене накануне праздника Успения, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней после наступления праздника.
Источник: http://www.ioannp.ru/hram/novosti_o_hrame/1097/