Епископ Бронницкий Игнатий дал интервью РИГ «SakhaPress.ru», Якутия

«На Россию нужно смотреть глазами жителей глубинки!» Именно так считает викарий Святейшего Патриарха и председатель Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, епископ Бронницкий Игнатий.

Вот почему, несмотря на свой плотный график (в соответствии со светской иерархией рангов его должность является министерской), он все-таки нашел время для того, чтобы приехать в Якутию — в качестве почетного гостя Первого съезда православной молодежи, который открылся в Якутске 20 апреля.

– Для того, чтобы правильно выстраивать работу с молодежью, жизнь нужно видеть не только из окна автомобиля, проезжающего по улицам Москвы. Надо напрямую соприкасаться с той реальностью, в которой живет  народ. Ведь все те программы и проекты, которые мы осуществляем, так или иначе, рождаются из этих глубин.

Такие поездки позволяют увидеть Россию глазами жителей глубинки. Потому что в противном случае можно прекрасно вещать с амвона или кафедры, но, не понимая, чем реально живут регионы, ты никогда не сможешь постичь глубину человеческой веры.

Кроме того, невозможно предложить одну и ту же программу или методику для всех епархий сразу — они все очень разные, у каждой своя специфика. Такие командировки очень необходимы для того, чтобы помочь правящим архиереям в организации молодежной работы.

– Доводилось ли Вам уже бывать в Якутии?

– Нет, я здесь впервые. До этого самой северной точкой моих поездок по стране был Новосибирск. Теперь вот Якутск. И еще есть большое желание побывать на Дальнем Востоке.

– Ваше Преосвященство, как, на ваш взгляд, должна строиться работа с молодежью, и на каком уровне она сегодня?

– Начнем с того, что подобного опыта у Церкви не было. До 1917 года православие являлось государственной религией, в школах преподавался «Закон Божий», дети учились в церковно-приходских школах и воспитывались в православных традициях. А когда становились родителями сами, то в тех же традициях воспитывали собственных детей…Так все само собой и шло.

После революции 1917 года, когда оказались разрушены все многовековые устои, исчезла связь поколений, а Церковь потеряла возможность говорить с народом, ни о какой работе с молодежью, разумеется, и речи не шло.

Вот почему, когда в начале 90-ых годов Церковь обрела свободу, то первое, на что обратили внимание, это духовно-нравственное состояние общества. Что было особенно важно на фоне того, что в 90-ые годы творилось  с молодыми, с детьми… Вот почему при вступлении на Патриарший престол нынешнего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, сразу обозначившего приоритеты своего служения, особый акцент был сделан именно на молодежной политике.

Включившись в эту работу, мы оказались как бы в роли первопроходцев — свой опыт нарабатываем сами.

 – Насколько в этом соучаствует государство?

– У нас тесные контакты на уровне федеральных министерств, Администрации Президента РФ, тесно сотрудничаем с Правительством Москвы. Эти контакты помогают и в регионах строить работу с молодежью на приходах, выявлять молодежных лидеров, реализовывать разнообразные  программы и т.д.

Один из примеров — православная смена в молодежном лагере «Селигер». Туда съезжаются православные ребята из разных российских регионов, с ними находятся священники, там проводятся службы. Парни и девушки учатся общаться, что для нашего времени очень важно. Ведь в век компьютеров мы не просто разучились разговаривать друг с другом, но даже письма писать. Мне недавно рассказали любопытную историю. Один человек обнаружил письма своей бабушки столетней давности. И когда держал их в руках, говорил он потом, то едва ли не впервые понял, что вот эти желтые листочки — и есть его личная связь с предками…

Та методическая литература, которую мы сегодня выпускам, как раз и направлена на проявление гражданской позиции молодых. Это и работа со студенчеством, и ряд международных программ, и проведение различных акций в защиту детей, поддержку семей, и молодежные православные лагеря, скаутское движение и т.д.

Недавно, к примеру, мы начали проводить молодежные балы. Один  прошел в гостинице «Метрополь», второй — в зале Политехнического музея. Там сама обстановка создает соответствующую атмосферу: колонны, паркет, классическая музыка, соответствующая манера общения…

Когда на этом балу побывал известный артист Василий Лановой, он сказал,  что это настолько прекрасная традиция, что должна войти в плоть и кровь народа.

Иногда меня спрашивают, насколько соответствуют друг другу Церковь и балы? Я отвечаю: все, что является добрым и чистым, Церкви всегда соответствует. Ну, что плохого в том, когда пары в красивых костюмах кружатся в вальсе?..

– Наверное, это можно делать и на региональном уровне?..

– Конечно! Мы к этому и призываем. И некоторые это уже подхватили. А еще у нас есть желание проводить в Москве ежегодный бал, на который можно было бы приглашать лучшие пары из регионов.

В том и состоит одна из целей моего визита в Якутию: не просто  изучить ситуацию, но и предложить свою помощь. Мы готовы направить к вам своих специалистов, которые могли бы поделиться опытом работы и помочь ее наладить с учетом местных особенностей. Польза от этого будет всем: и  Церкви,  и государству.

– Ваше Преосвященство, однажды одной из острейших проблем молодежной работы вы назвали потерю подростков, которые заканчивают Воскресные школы и потом зачастую пропадают из поля зрения. Что Вас тревожит еще?

– Да, одна из основных проблем сегодня, это когда мы теряем ребят, заканчивающих Воскресные школы. Подростку в 12-13 лет там еще интересно. Со временем интерес к изучению определенных дисциплин церковной направленности у него нередко пропадает. И вот здесь-то и надо находить какие-то другие формы продолжения образовательного процесса. Это могут быть спортивные клубы, занятия военно-прикладным искусством и т.д.

Безусловно, важны проблемы семейной политики, сохранения ценностей воспитания в семьях и т.д. Во многом нам удастся решить их десятилетия спустя, когда малыши, которые сейчас изучают основы православной культуры, сами создадут свои семьи. И, будучи воспитаны в традициях своей культуры, своей веры, подобным образом начнут воспитывать собственных детей.

Еще одна большая проблема — организация молодежных движений на приходах. Нужно понимать молодых, которые приходят в церковь, и особенно, если приходят туда впервые, не зная о ней ничего. Нельзя, чтобы люди более старшего возраста своими, порой не очень корректными, замечаниями перебивали в них желание бывать там и дальше. Религиозной безграмотности рядом с молодыми быть не должно.

Дух любви — вот что должно царить в нашей Церкви. Ведь слова Спасителя, обращенные к его ученикам в прощальной беседе, были очень просты: «Посему многие узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Только на образцах подлинной любви, которая должна присутствовать в нашей собственной жизни, можно воспитать хороших детей…

Елена ВОРОБЬЕВА.

РИГ «SakhaPress.ru», апрель 2012 г.

Источник: http://www.ioannp.ru/all/novosti_1332308037/1374/