Однако сегодня этот вопрос вдруг обрел актуальность. Бывает, услышишь: «Разве мы язычники, чтобы «почитать предметы»? Молиться надо духом!» Тем более что почитание святынь, особенно привезенных издалека, нередко сопряжено со стоянием в многочасовых очередях.
По мнению диакона Максима Крижевского, заместителя декана миссионерского факультета ПСТГУ, такое рассуждение — манихейский атавизм и у человека православного говорит о серьезном непонимании: природы Церкви; природы человека; того, как взаимодействуют Дух и материя; того, каким будет человек в Царстве Небесном. Но ведь все это неудивительно для постатеистического общества без духовного образования. Отец Максим в интервью для Темы номера «НС» постарался ликвидировать безграмотность, ответив на вопросы, в том числе и такие: чем, почитая «предметы», мы отличаемся от язычников? А если нет близких отношений со святым, который велик, и все идут, — я могу не идти без чувства вины? А если я был, просил, искренне верил, прям как кровоточивая жена из Евангелия, но — не получил! Это я виноват или… в чем дело?