Портрет современного паломника: опрос в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы

Сбор данных проводился с помощью уличного анкетирования. Анкету из 23 вопросов составили Юлия Маковейчук, фотокорреспондент портала (многолетний опыт работы директором по маркетингу и участия в проведении маркетинговых исследований), и научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН кандидат философских наук Мария Сеньчукова, обозреватель портала. Первичный анализ данных осуществляла волонтер  студентка 3-го курса социологического факультета НИУ ВШЭ Татьяна Аржемирская.

Были опрошены и обработаны ответы 122 человек, из них 40 мужчин и 82 женщины. Половину опрошенных составили люди в возрасте до 39 лет (самому младшему респонденту исполнилось 14), 25% – от 40 до 50, остальные 25% – старше 50 лет.

Проведенное пилотное экспериментальное исследование позволяет судить о тенденциях в поведении и мотивациях стоявших в очереди, что является одной из целей исследования. Второй целью исследования была апробация анкеты для аналогичных исследований в будущем (привоз святыни, крестные ходы, массовые паломничества).

Задачами исследования являлись: определение уровня активности и сознательного отношения к церковной и частной религиозной жизни стоявших к святыне, мотиваций их поведения, а также оценки ими организации очереди.

Опрос проводился на Пречистенской набережной, в дневное, вечернее и ночное время.  Генеральная выборка — вся очередь. Респонденты выбирались случайным образом.

Метод определения выборочной совокупности позволяет достичь целей исследования при помощи поставленных задач.

 

Самоидентификация и объективная картина

Портрет современного паломника: опрос в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы72% опрошенных на вопрос «считаете ли вы себя православным человеком» с уверенностью ответили утвердительно, еще 23 ответили «скорее, да». Всего пять человек из числа опрошенных ответили на вопрос отрицательно. Трое из них сопровождали своих верующих родственников.

Однако вопросы, касающиеся активности церковной жизни, выявили несовпадение самоидентификации и реальной религиозной активности людей.

Только 8,5% опрошенных неукоснительно посещают богослужения во все праздники и воскресенья. Еще 24,6% стараются ходить в храм столь же регулярно. 14,8% посещают храм хотя бы раз в месяц, а в праздники на службы приходят 18% опрошенных.

18% опрошенных признались, что в храм заходят от случая к случая поставить свечку, а чуть больше 8% – на службы на Рождество и на Пасху.

27% опрошенных никогда не исповедуются и не причащаются. 22% приступают к таинствам не чаще двух раз в год. Только 3,3% исповедуются и причащаются каждое воскресенье, 20,5% – раз в месяц, 14,8 — по праздникам, 10,7 — раз в пост.

Картина достаточно интересная. К сожалению, в силу того, что нам пришлось ограничить число вопросов в анкете, мы не можем определить, по какой причине люди приступают к таинствам редко — из-за нерадивого отношения к церковной жизни или придерживаясь традиций советского времени, когда причастие раз в пост (или даже раз в год, по аналогии с более давней дореволюционной традиции) считалось нормой.

Об «условной воцерковленности» я предлагаю говорить в том случае, если человек посещает богослужение не реже раза в месяц и причащается хотя бы раз в год. Поясню свою мысль: человек, причащающийся пусть и крайне редко, но регулярно, в любом случае осознает, что данное таинство важно для его религиозной жизни. Здесь неважно, ждет ли он от Причастия помощи в болезни, укрепления в скорби или встречи со Христом — в наши задачи не входит определять меру святости или даже духовного просвещения людей — этим пусть занимаются их духовники. Для нас значимо, находятся ли эти люди в Церкви.

Учитывая, что три четверти наших соотечественников называют себя православными, тогда как даже по самым оптимистичным подсчетам количество воцерковленных составляет около 20% населения, почти три четверти более или менее воцерковленных людей из стоящих в очереди к святыне нам кажутся высоким показателем. Половина вполне воцерковленных (т. е. причащающихся не реже раза в пост) — неожиданно высоким.

Частная религиозная жизнь респондентов

Только 31% опрошенных в принципе не соблюдают постов. 19,7% соблюдают все посты неукоснительно, 6,6% – все, но с послаблениями, а 21,3% стараются соблюдать посты, но у них не всегда получается.

Два вопроса в анкете: «Молитесь ли вы?» и (в большей степени) «Задумываетесь ли вы о Боге?» – были нацелены на то, чтобы определить, есть ли у людей личное отношение к Богу или даже в церковной жизни сводится к соблюдению традиции.

Почти четверть (23,8%) опрошенных ежедневно читают молитвенное правило, 13,1% утром и вечером читают хотя бы правило Серафима Саровского, а своими словами молятся вне зависимости от обстоятельств ежедневно 16,4% опрошенных.

9,8% молятся по молитвослову от случая к случаю. 12,3% – от случая к случаю читают известные молитвы, а 18% – также от случая к случаю молятся своими словами.

Более показательным нам кажется результат ответов на второй вопрос.

66,4% опрошенных думают о Боге постоянно или очень часто. Только 13% о Боге вообще не задумываются. Остальные размышляют о Боге в различных (чаще трудных) обстоятельствах.

Немаловажно, что большая часть пришедших поклониться святыне знакома с Писанием. Почти четверть ответивших читала Библию полностью, еще 20% – частично и Ветхий, и Новый Заветы. Евангелие и Новый завет целиком читали соответственно 16,7 и 7,5% из числа ответивших.

Только 16,7% ответивших на данный вопрос не читали Библию в принципе, причем 10% планируют прочитать.

Характерно, что между знанием Библии и участием в церковной жизни присутствует прямая связь. На рисунке ниже видно, что причащающихся хотя бы раз в месяц больше всего среди тех, кто читал Писание полностью.

Оценивая уровень сознательности вера у людей в Очереди, стоит обратить внимание на то, что 71% опрошенных были готовы стоять в очереди хоть сутки, а 10% – до 10 часов.

Также немаловажно отношение людей, стоявших к поясу, к религиозным артефактам.

41% опрошенных согласились с тем, что к святыне стоит идти, потому что она передает благодать. Для более, чем 22% важно, что религиозные реликвии являются памятью о святых, а почти 14% признались, что перед ними хочется и удобнее молиться. Интересно, что то же количество опрошенных (13,9%) приняли богословски некорректную формулировку «через святыни передается положительная энергия».

 

Интересно, что в ответе на этот вопрос прослеживалась связь с уровнем познаний в Священном Писании.

На рисунке ниже видно, что среди тех, кто выбирали некорректную формулировку, нет читавших Библию полностью, тогда как среди тех, кто употребляли термин «благодать» число прочитавших Писание целиком весьма велико. Ответ «священные реликвии передают положительную энергию» популярен среди людей, несистематически читавших Библию.

Мотивации поведения паломников

В связи с технической невозможностью подробно расспрашивать о предмете молитвы перед святыней, а также в силу того, что относительно высокий процент опрошенных (11,5%) вовсе отказались отвечать на данный вопрос, как на чересчур личный, в ответах на вопрос «о чем Вы собираетесь молиться перед святыней» могут появляться погрешности. Однако в целом картина следующая.

Мотивации поведения паломников

55% планировали молиться о здоровье.

Неожиданно высоким оказался процент молящихся о даровании им духовных добродетелей: 13,9% из числа ответивших. Не менее неожиданным оказалось желание помолиться о прощении грехов —30%.

О своих близких собирались молиться 31% отвечавших. Часто молитва о близких сочеталась с молитвой о здоровье. Об осуществлении своих земных желаний молиться собирался, по собственному признанию, только один человек.

Во время пребывания святыни в Москве, в СМИ и блогах был распространен  медиа-миф о том, что к поясу шли в основном отчаявшиеся забеременеть женщины.

Действительно, почти треть опрошенных, 30,3%, не имеют, но желали бы иметь детей. Однако 10,7% вообще не планируют рожать детей, а у прочих дети уже есть (30,3% – 1 ребенок, 20,5% – 2 детей, 6,6% – 3 или 4 ребенка; у двоих опрошенных есть даже 5 или более детей). Кроме того, обработка данных показала, что прямой связи между молитвами о здоровье и наличием детей не прослеживается. Так что гипотезу о «прикладном» отношении к Поясу Богородицы считать доказанной нельзя.

Для того, чтобы портрет паломника к Поясу Божией Матери был более выпуклым, мы задали еще два дополнительных вопроса: «знали ли вы, что часть пояса есть в соседнем храме и, если знали — зачем стоите?» и «если бы узнали заранее, стали бы стоять сюда?».

О том, что пояс есть и в храме Илии Обыденного, не знали более трети (34,7%) опрошенных.  Однако 90% опрошенных уверены, что пошли бы к афонской святыне в любом случае. Необходимые пояснения. При составлении вопроса «знали ли вы, что часть пояса есть в соседнем храме и, если знали — зачем стоите?» была допущена неточность: респондентам предлагались варианты ответов, тогда как более правильно было бы предложить свой вариант. Однако наша ошибка позволила заметить интересную тенденцию.

Вопрос (вместе с ответами) поставил в тупик очень многих отвечавших. 9% просто не могли ответить, почему, зная о том, что часть пояса есть в паре сотен метров без всякой очереди, они решились на это многочасовое стояние. 9,8% просто не задумывались о частице пояса, уже находившейся в Москве. А еще 4 человека (3,3%) предложили свой вариант ответа: хотели христианского подвига.

Интервьюеры, обсуждая результаты опроса, отмечали, что, возможно, те 9% респондентов, которые не смогли ответить, зачем стоят, и 9,8%, которые не задумывались о наличии той же святыни в Москве постоянно, предполагали, что, возможно, желание христианского подвига было у большего числа опрошенных.

004

Знаете ли Вы, что частица пояса Богородицы находится в храме Илии Обыденного? Если да – то почему стоите?

Немаловажно, что большинство опрошенных положительно оценили организацию очереди.

Мотивации поведения паломников

Эти данные могли бы быть полезны для организаторов подобных мероприятий в дальнейшем.

Отношение к пропускам

Портрет современного паломника: опрос в очереди к Поясу Пресвятой БогородицыПомимо проведения основного исследования, наши интервьюеры задали 80 респондентам вопрос: «Как вы относитесь к тому, что некоторые люди проходят без очереди по пропускам?» Наши интервьюеры опросили 80 человек. Более половины отнеслись к наличию VIP-персон нейтрально («Каждому свое»), с иронией («Проходят же без очереди инвалиды – а тут человек духовный инвалид, пусть проходит!») или даже положительно («Была бы у меня возможность – и я бы прошел!»). Меньше сорока человек отнеслись к этому явлению негативно, причем рост отрицательных настроений пошел лишь во второй половине последнего дня пребывания святыни в храме, когда появился риск не успеть пройти.

Источник : www.pravmir.ru ,
Фото: Юлии Маковейчук, рисунки: журнал «Фома»

 

 


Читайте также:

  • Паломнические поездки. Cвято-Успенский Вышенский монастырь принимает паломников из разных концов России, а также из дальнего и ближнего зарубежья.