Великая Пятница: события и текст богослужений

События Великой Пятницы и текст богослужений в этот день — утреня с чтением 12 Страстных Евангелий, часы Великого Пятка, вечерня с выносом Святой Плащаницы.  Событие Великая Пятница – один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов, согласно которым все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения человека. Господь сознательно шел на смерть, и Он совершил этот подвиг из послушания Своему Небесному Отцу. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к человеку, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес. Преподобный Исаак Сирин говорит, что если бы у Бога Отца было что-то еще более драгоценное и любимое, чем Его Сын Единородный, Он и это бы отдал за спасение каждого человека. В богослужебных текстах Великой Пятницы говорится и о предательстве Иуды, и о суде над Иисусом у первосвященников Анны и Каиафы, и о суде Пилата, и о ненависти к Иисусу еврейского народа, требовавшего Его распятия, и о самом распятии.  Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманию (сад у подножия Елеонской горы), где они провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и израильских старейшин. Господь Иисус Христос был арестован, а Его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время апостол Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату, который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, властвовавшему в Галилее. После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где, по преданию, был похоронен череп Адама). Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, в том числе Его Пречистая Матерь, Господь Иисус Христос умер на Кресте, «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли». Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили в находящемся неподалеку от Голгофы «гробе» – небольшой пещере, закрыв ее большим камнем; при погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа. На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять ее. Богослужебные особенности В память о страданиях и крестной смерти Спасителя в Великую Пятницу полагается строгий пост, не совершается Божественная литургия и богослужение по своей структуре значительно отличается от обычного. В четверг вечером служится утреня Великого Пятка, или последование Святых и Спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. После пропетого трижды тропаря «Егда славнии ученицы» и каждения храма начинается чтение 12 Евангелий Страстей, для чего священники выходят на середину храма. Первое чтение самое длинное, это Евангелие от Иоанна, начинающееся словами «Ныне прославися Сын Человеческий». Между чтениями поются по три антифона, также располагаются такие привычные части утрени, как канон (трипеснец), хвалитные и стиховные стихиры, вседневное славословие, ектении. По традиции, перед чтением каждого страстного Евангелия его порядковый номер объявляется соответствующим количеством ударов в колокол; во время чтения Евангелий все присутствующие в храме держат в руках зажженные свечи. Эти свечи, вернее, этот огонь, потом стараются донести до дома и поддерживать в лампаде как можно дольше. В пятницу утром совершается служба Царских часов (литургия в этот день совершается только в случае совпадения с праздником Благовещения). Такое название часы получили, по некоторым данным, только на Руси в 16–17 вв., потому что на этой службе присутствовал царь (император), и на 9 часе ему пелось многолетие. В Иерусалиме в 3–4 вв. в это время патриарх проверял знания и готовность оглашенных к принятию крещения. Особенность этих часов заключается в следующем: – вместо обычных трех псалмов на каждом часе читаются специально подобранные и подходящие по теме псалмы, прообразовательно рассказывающие о событиях дня; – после трехпсалмия поются особые тропари, или антифоны, всего их 12, по три на каждом часе; – также на каждом часе после тропарей положены чтения из Ветхого Завета, Апостола и Евангелия (некоторые отрывки повторяют то, что было прочитано на утрене). Вечерня Великой Пятницы совершается обычно в дневное время. На этой службе также положены Ветхозаветные и Новозаветные чтения: из книг Исхода, Иова, пророчества Исайи, из послания апостола Павла к Коринфянам («Слово крестное, погибающим убо юродство есть, спасаемым нам сила Божия есть…») и составное Евангелие, заново рассказывающее обо всех событиях от суда над Христом до положения Его пречистого Тела во гроб. В конце вечерни совершается торжественный обряд изнесения из алтаря Святой Плащаницы для поклонения, что символизирует погребение тела Христова праведными Иосифом и Никодимом. Плащаница еще до начала вечерни полагается на святом престоле (и обычно украшается цветами); во время пения стихиры «Тебе одеящегося светом яко ризою» (на «Слава, и ныне» на стиховне) царские врата алтаря отверзаются и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей. Во время пения тропаря «Благообразный Иосиф» предстоятель берет в руки Евангелие, сослужащие иереи возвышают над ним Плащаницу, и все в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом выходят северной дверью алтаря на середину храма и полагают Святую Плащаницу и Евангелие на уготованную гробницу, после чего предстоятель с диаконом совершают ее троекратное каждение. По окончании вечерни обычно сразу начинают петь повечерие или только один канон «На плачь Пресвятыя Богородицы», и затем все молящиеся прикладываются к Плащанице и Евангелию. Тексты богослужения Утреня Великой Пятницы с чтением 12 Страстных Евангелий Часы Великого Пятка (Царские часы), изобразительны Вечерня с выносом Святой Плащаницы и каноном «На плачь Пресвятыя Богородицы»
Дополнительно: