Утреня Великой Субботы: события и текст богослужения

События В субботу накануне Пасхи Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение.  Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую Пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), которая находилась в саду, неподалеку от места Распятия. К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на следующий день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану. Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю Великую Субботу провели в покое. На другой день женщины, которые следовали за Иисусом Христом, придя очень рано утром ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую субботу покоился телом, подобно покою после сотворения мира, ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях, о нем пророчески сказано в псалмах, о нем свидетельствует церковная традиция, а также новозаветные апокрифы, важнейшим из которых является «Евангелие от Никодима». Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование и систематизацию церковного учения по вопросу смерти Христа, его сошествия во ад и Воскресения, а также на иконографию этих событий.  Распятие и Воскресение Христовы, а также события Великой Субботы имеют решающее значение для человечества, поэтому три дня, посвященные воспоминанию этого – Великие пятница, суббота и Пасха,– являются центром всего церковного года.  Богослужебные особенности Утреня Великой Субботы совершается накануне, в пятницу, вечером. Самая выразительная и обширная ее часть – пение Непорочнов (17-й кафизмы), разделенных на три части – «статии», к каждому стиху которых добавляются особые краткие «похвалы». Центральной темой «похвал» и других богослужебных текстов Великой Субботы является сошествие Христа во ад. В «похвалах» говорится об искуплении и спасении человечества сошедшим во ад Христом: выйдя на поиски падшего Адама, но не найдя его на земле, воплотившийся Бог сошел в бездны ада, для того чтобы искупить его. Подчеркивается универсальный характер искупления, совершенного Христом не для какой-либо определенной категории людей, но для всего человечества и каждого человека. Говорится и о воскрешении Христом мертвых, которое описывается как «опустошение» ада воскресшим Христом. Особо поминается Божия Матерь, стоявшая у креста и оплакивавшая Своего Сына. Некоторые из «похвал» обращены к Божией Матери и Иосифу Аримафейскому; некоторые написаны от лица Божией Матери и обращены к Иисусу. В словах, обращенных к Иуде, автор обличает его за предательство. В тексте неизвестного автора «похвал» содержатся также обвинения в адрес иудеев, не принявших своего Мессию и предавших Его на позорную смерть. Заканчивается кафизма пением воскресных тропарей по Непорочных «Ангельский собор удивися». Еще одним ключевым текстом утрени Великой Субботы является канон, авторство которого приписывается трем лицам: ирмосы — инокине Кассии (IX в.), последние четыре песни — Косме Маиумскому (VIII в.), а первые четыре — Марку, епископу Идрунтскому (IX-X вв.) В тропарях канона, обращенных к погребенному и воскресшему Сыну Божию, с особой силой выражена мысль о гибели ада благодаря сошествию в него Христа, о прекращении власти ада над людьми. В конце утрени, после пения великого славословия совершается крестный ход с обнесением святой плащаницы вокруг храма. После крестного хода следует очень важная часть богослужения – чтение Святого Писания:  пророчества Иезекииля о поле, наполненном мертвыми костями (Иез 37:1–14), Апостол (1 Кор 5:6–8; Гал 3, 13—14) и Евангелие (Мф 27:62–66). Чтения перемежаются со стихами псалмов: «Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего»; «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца»; «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящим Его». Эти стихи вместе с пророчеством Иезекииля о всеобщем воскресении относятся не столько к погребению Спасителя, сколько к Его воскресению. Оканчивается утреня целованием Святой Плащаницы при пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного». Текст богослужения Утреня Великой Субботы
Дополнительно: