Православные праздники в школе – основа воспитания нравственного и компетентного гражданина России

 

«Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо
вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие
и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству»
(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Развивать у детей нравственные качества необходимо с раннего возраста. Семья закладывает основы воспитания, а школа развивает личность, опираясь на модели, программы, системы. «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Актуальность духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью школы является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Православные праздники — это не просто некое воспоминание совершившихся некогда событий. Праздники приобщают нас к той самой реальности, что стоит за тем или иным христианским торжеством и которая имеет непреходящее значение. Всякий христианин в дни праздников призывается к личному переживанию радостей и скорбей, казалось бы, давно минувших дней Священной истории. Праздник – это всегда актуализация празднуемого события, становящегося реальностью именно сегодняшнего дня. Это то, что запоминается на долгие годы.

Для формирования личности ребенка   праздник имеет значение в нескольких аспектах:

— народные и православные праздники  знакомят  детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

— народные и православные  праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.

Формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

— воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

— воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Это и развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Работая с детьми, учителя нашей школы, активно использует разнообразные формы и методы проведения занятий внеурочной деятельности:

  • проектная деятельность;
  • олимпиады;
  • театрализованные представления;
  • праздники;
  • изготовление поделок и проведение выставок.

Работа над проектом дает возможность в течение долгого времени работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта и его презентации.

В нашей школе Ученица Голованова Александра, работая над проектом «Пётр и Феврония пример православной семьи», не только сама больше узнала о Петре и Февронии, но и рассказала ребятам, что это за святые и когда в нашей стране отмечается этот праздник.

Затем была защита и победа на окружном, далее городском конкурсах.

Участвуя в культурологической олимпиаде «История и культура храмов столицы» ученик Леонтьев Денис, стал призёром. Также, выступая перед одноклассниками он познакомил ребят с праздником Архангела Михаила, которому посвящён храм в Тропарёво.

Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе: в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений; в театрализованную деятельность: позволяющую воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях.

В нашей школе — это праздники Рождества, Рождественские колядки, Праздник Масленицы, Пасхи

Масленица— народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

Период с Рождества до Крещения (12 дней) называется святками. Это время, в течение которого продолжаются рождественские празднества. В частности в России было принято детям (и не только) ходить от дома к дому и петь колядки (рождественские песни). Поющих же принято угощать сладостями или приглашать к столу. В нашей школе колядовать приходят в каждый класс. Ребята с 1 по 4 классы очень внимательно и с интересом слушают тропарь и рождественские песни.

В детстве,- писал В.А. Сухомлинский – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…». По выражению В.А. Сухомлинского чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно».

Внеурочная и внешкольная деятельность, несомненно, сближает. Такая форма общения позволяет детям расслабиться и раскрыться для себя и окружающих с новой стороны.

Если мы хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, приобрели устойчивую гражданскую позицию, не только полезно, но и необходимо привлекать их к участию в проведении православных праздников.