ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА В ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВО — ИЕРУСАЛИМСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, САВВИНО — СТОРОЖЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

26 мая 2018 года было совершено паломничество в Воскресенский Ново — Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, в Саввинно — Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь.

Духовное небо России сияет множеством звезд, отражающих вечный свет Царства Божия. Из них ярчайшим созвездием славится Русская Палестина — пространственный образ Святой Земли, созданный под Москвой по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, который писал о месте, где созидался Новый Иерусалим, как о пустыне, придавая этому обстоятельству символическое значение. Пустая, незаселенная земля преображалась монашеской молитвой и трудами, становилась образом нового Сиона, утешенного Богом, Который, по словам пророка Исаии, «сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа, радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение»(Ис.51:3).

В XX веке Новый Иерусалим снова стал пустыней, не географической, а духовной, храмы и часовни Русской Палестины были разрушены, святые места осквернены. Но «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7), и начало нового столетия ознаменовалось началом новой жизни подмосковной Святой Земли, знаменуя возрождение наших душ и исторической памяти. Новый Иерусалим — великая святыня христианского мира, духовно — воспитательный и образовательный центр. Только здесь образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя.

По словам святителя Афанасия Великого, «честныя та места» Христос вверил «Своей Соборной Церкви», подобно тому как царь, уезжая, оставляет свой дом и сокровища на попечение слуг. Создание близ Москвы Русской Палестины свидетельствовало, что Святая Русь является верной хранительницей «закона и слова Господня» — земного наследия Царя Небесного.

Пройдя по святым местам Нового Иерусалима, паломники духовно преобразились и укрепили свою веру, впитали в себя их благодатное веяние и вразумились покаянием. Последнее особенно важно:когда в сердце паломника нет покаяния, тогда он не принесет домой ничего кроме праздной усталости и утомленного любопытства. Только с чувством покаянного смирения человек может увидеть истинную красоту Русской Палестины и, подобно святому апостолу Иоанну Богослову, из глубины сердуа воскликнуть:»Я увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенный для мужа своего» (Откр.21:2).

В пятидесяти километрах от Москвы, близ Звенигорода, на горе Стороже возвышается одна из самых известных и почитаемых святынь земли русской — обитель преподобного Саввы. Издалека видны древние крепостные стены с башнями, опоясывающие вершину горы, стройная звонница, огромный золотой купол с крестом, венчающий белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Этот древний монастырь был основан в 1398 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Саввой по просьбе звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына святого благоверного князя Дмитрия Донского.

В древности обитель именовалась в документах «домом Пречистой на Сторожах». Так называли монастырь, следуя преданию о первом посещении этого места преподобным Саввой. Придя на гору Сторожу, преподобный был поражен красотой окружающих холмов, леса, обилием благоухающих цветов. Старец принес с собой икону Божией Матери, со слезами пал пред ней и «воззнес теплую молитву Богоматери, прося ее заступления и благословения месту тому». Вскоре преподобный возвел здесь небольшую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1405 году при поддержке князя Юрия был возведен белокаменный собор, стоящий и поныне.

Паломники побывали на службе, услышали хор, поклонились святыням, прошли по территории монастыря с православным экскурсоводом, приняли омовение в святом источнике и душой почувствовали уникальную атмосферу духовного служения на святом месте, которая веками формировалась в этом пространстве.

Материал подготовила Людмила Дерябина.

no images were found