На поклон к матушке Матроне

 

Это чувствуют все, кто с верой и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение. Непрестанная молитва помогала святой нести крест служения людям, что было настоящим подвигом и мученичеством, высшим проявлением любви.

Святая Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Семья Дмитрия Ивановича и Натальи Никитичны Никоновых была многодетной. Свою третью дочь они назвали Матроной в честь греческой подвижницы V века Матроны Константинопольской. Интересно, что в переводе с латинского языка имя Матрона означает «мать семейства», «матушка» — именно так впоследствии обращались к Матронушке.

До рождения не очень-то и желанного ребенка (семья была бедной) Наталье приснился странный сон: на ее правую руку села белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами — мысль о приюте, куда родители намеревались определить младенца, наутро отпала сама собой. Сон оказался вещим: девочка родилась незрячей — ее глазные впадины были полностью затянуты сомкнутыми веками, как у той самой птицы…

Крестили новорожденную слепенькую девочку в первые дни жизни. По свидетельству очевидцев, крещение Матроны сопровождалось Божественным знамением. Священник Василий Иванович Троицкий, служивший настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы с 1862 года до кончины в 1904 году, опустив ребенка в купель и увидев, как поднялось оттуда светлое благоухающее облачко и весь храм вдруг наполнился чудесным ароматом, сказал: «Я много крестил детей, но такое вижу в первый раз. Этот младенец будет свят».

Был у девочки и внешний, телесный знак ее богоизбранности: нерукотворный нательный крестик — выпуклость в форме креста на груди.

Паломники побывали на месте, где по преданию находился дом, в котором родилась Матрона Дмитриевна Никонова.

Сейчас на территории установлен монумент, разбит фруктовый сад. Монумент венчает купол с крестом. На фронтоне икона «Взыскание погибших». Под куполом на невысоком постаменте — бронзовый памятник святой Матроне, отлитый по проекту тульского скульптора И.Л. Котенева.

В доме Никоновых было много икон, которые стали первыми игрушками девочки.

В селе сохранился храм Успения Пресвятой Богородицы. Матронушка буквально выросла в этом храме, находившемся неподалеку от родного дома. В нем венчались ее родители, в нем ее крестили. Сначала с матерью, а потом и одна, девочка не пропускала практически ни одной службы. Храм стал ее миром. В нем у нее было любимое место: слева за входной дверью, у западной стены. Переступив порог храма, она оказывалась в мире молитв, песнопений, вдыхала запах ладана, воска и была счастлива. Хорошо знала церковные песнопения, тихонько подпевала хору… Видимо, тогда и снискала Матрона дар непрестанной молитвы.

С детьми маленькая Матрона не играла, потому что они часто обижали ее. Слепая девочка на них не обижалась, а ходила в храм и молилась за них.

С 7-летнего возраста у нее открылись Богом данные дары: исцеление через молитву, предвидение и духовное рассуждение. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. И скоро к избе Никоновых, к слепой девочке, пошли люди, потянулись подводы с лежачими больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, а потом и из других уездов и губерний. Она помогала всем, кто к ней обращался.

У паломников было ощущение, что Матронушка рядом, видит и слышит их. Они молились в ее храме, ходили по той же земле, по которой ходила святая, а по преданию, иногда и выходила за пределы села: встречать икону «Взыскание погибших», в Хованщину, на источник Троеручицы… Паломники поклонились святыням храма: иконе и частице мощей Матроны Себинской Московской. В храме сохранилась Купель, в которой приняла Таинство Крещения святая Матрона. Рядом с храмом могила отца Василия, крестившего Матронушку.

Затем паломники посетили музей Матроны Себинской Московской, где для них была проведена экскурсия, полная любви и благоговейного почитания святой Матроны. Открытие музея состоялось 2 мая 2014 года — в день пятнадцатилетия канонизации святой.

Рядом с музеем старинное кладбище, на котором покоятся родители Матроны и четверо их детей.

На въезде в село 2 мая 2015 года был освящен памятник Матроне Себинской Московской (автор скульптор из Москвы Петр Добаев).

На семнадцатом году жизни Матрона лишилась и возможности ходить — у нее внезапно отнялись ноги. До конца жизни, а это еще пятьдесят лет, она оставалась «сидячей», но никогда не роптала, смиренно и терпеливо неся свой тяжкий крест. Несмотря на свои недуги, она по-прежнему оказывала помощь окружающим. В четырех километрах от Себино жил мужчина, который не мог ходить. Святая матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет…»

И он полз эти четыре километра, а от нее пошел уже на своих ногах, исцеленный.

В 1925 году Матрона Дмитриевна Никонова была вынуждена покинуть родное село, родной дом и перебраться в Москву, « святой город, сердце России», как она говорила. Причиной переезда стало враждебное отношение к ней двух младших братьев Ивана и Михаила, активистов раскулачивания. Ей запрещали принимать людей, упрекали маму. Матрона же не могла жить по-другому, без исполнения Божией предизбранности, и уехала из Себино.

Христарадническая московская жизнь ее также была отдана людям. Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.

Когда-то Себино было большим селом. В начале XX века в нем было 150 дворов и проживало более 1600 жителей. Время не пощадило родину Матроны. Давно нет колхоза, разъехались, ушли в мир иной земляки великой святой, их дети. Исчезли с лица земли или стоят полуразрушенными многие крестьянские избы. Но Себино стоит! Стоит и будет стоять, потому что на родину любимой святой едут и едут люди. Здесь паломники получают благодать духовную и душевное успокоение.

Из села Себино паломники поехали в село Монастырщино, одно из исторических мест Куликова поля, где стоял лагерь русского войска. Здесь, у слияния Дона и Непрядвы, начинается путь к месту Мамаева побоища.

Село Монастырщино — место легендарного захоронения русских воинов, павших в Куликовской битве.

Жители этих мест всегда помнили о великом сражении на Дону: уже в XVII веке они возводят деревянный храм, названный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, — православного праздника, в день которого произошла Куликовская битва, ставшая одним из величайших событий Русской Истории. В XIX веке в Монастырщине возведен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, святыням которого поклонились наши паломники. Рядом с храмом установлен памятник великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, получившему после битвы с Мамаем имя Донской, который первым из русских князей безбоязненно и грозно восстал на ордынских поработителей.

Паломники посетили музей с экспозицией «Дон. Вся история на берегах одной реки» в музейно — мемориальном комплексе, прошли по аллее Памяти и Единства.

Материал подготовила Людмила Дерябина