II окружные образовательные чтения в Западном Викариатстве

Образовательные чтения были организованы Западным Викариатством совместно с Западным учебным округом, в рамках подготовки к XXIII Международным Рождественским образовательным.

В первый день (28 ноября) окружные образовательные чтения проходили в стенах здания ГБОУ СОШ № 72.

Открыл пленарное заседание благочинныйхрамов Георгиевского округа, протоиерей Серафим Недосекин, зачитавший участникам чтений приветственное послание Преосвященнейшего Игнатия, епископа Выборгского и Приозерского, Управляющего Западным викариатством г. Москвы.

Затем, представителем ОРОИК было зачитано приветственное послание руководителя московского отдела ОРОИК иеромонаха Онисима (Бамблевского).

Далее были зачитаны доклады:

1. Протоиерей Александр Никольский, клирик храма преподобного Андрея Рублева в Раменках, преподаватель основ православной культуры психологического факультета Московского университета МВД России, ответственный за образовательную и катехизическую работу в Западном викариатстве города Москвы РПЦ, зачитал доклад на тему: «Взаимодействие Западного викариатства города Москвы РПЦ и Западного окружного управления образования ДОгМ в рамках преподавания ОПК».

2. Пустовойт Юлия Владимировна, методист Центра художественно-эстетического образования издательства «Просвещение»,озвучила доклад на тему: «Особенности УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» издательства «Просвещение».

В завершении пленарного заседания перед участниками чтений выступил детский хор храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, под управлением Анны Стрельниковой.

В первый день чтений работали четыре секции  по следующим направлениям:

1.Актуальные вопросы преподавания модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ в контексте реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ФГОС НОО.

Доклады и выступления:

Иерей Александр Нарушев, преподаватель основ православной веры ЧУ «Средняя общеобразовательная школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова», кандидат богословия. Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы на примере «Библейских сюжетов».

Шарко Наталья Ивановна,  ст. преподаватель кафедры эстетического образования  культурологи МИОО. Особенности конструирования урока «Основы православной культуры» комплексного курса ОРКСЭ на примере УМК издательства «Просвещение».

Соловьёва Ирина Валентиновна, учитель ГБОУ СОШ №99 по модулю «Светская этика». Духовно-нравственное воспитание школьников на примере модуля «Светская этика».

Ковтуненко Л.А., педагог ГБОУ гимназия №1584. Использование IT-технологий на уроках ОРКСЭ.

Курская Наталья Владимировна, педагог НОУ Ломоносовская школа. Какие правила морали особенно важны в школе. Создание технологической карты модульного урока ОРКСЭ. Методические рекомендации по проведению модульного урока.

Пунгина Елена Юрьевна, учитель ГБОУ ЦО №1816, учитель ОРКСЭ. История мировых культур. Формы, приёмы и методы использования на уроке. Из опыта работы.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.

Доклады и выступления:

Кукушкина Наталья Максимовна, педагог ГБОУ СОШ  №72. Работа с мультимедийными технологиями во внеурочной деятельности.

— Сивкова Валерия Владимировна, Веригина А.Е., педагоги НОУ Ломоносовская школа. «Проект – это  интересно!» Создание учебных мультфильмов.

3. Духовно-нравственное воспитание обучающихся и работа с семьёй учащихся через использование православного компонента содержания в рамках воспитательной программы ОО.

Серёгина Марина Игоревна, педагог ГБОУ СОШ №807, победитель московского регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в 2014 году. Организация духовно-нравственного воспитания учащихся через предмет ОПК, волонтёрскую и благотворительную деятельность.

Куликова Л.Н., педагог Основ Православной Культуры  ГБОУ СОШ №1437. Форма работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ.

Грачёв Евгений Александрович, учитель истории и ОРКСЭ «ЧОУ» школа «Ступени». Семейные проекты.

Игнатова Елена Александровна, заместитель директора по УВР 1 ступени, Анна Викторовна, заместитель директора по ВР ГБОУ СОШ №1130. Создание партнёрских отношений: школа-ученик-родитель.

4. Круглый стол на тему «Совместные проекты по направлению духовно-нравственное воспитание  между Управлением образования, РПЦ и административными структурами округа».

диакон Андрей Климов, учитель истории ГБОУ СОШ №14, доцент кафедры истории России исторического факультета Московского педагогического государственного университета, кандидат исторических наук, старший преподаватель воскресной школы при храме Архангела Михаила в Тропареве (Патриаршее подворье), победитель московского регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в 2013 году.Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи в Тропарево-Никулино.

Голубева Надежда Евгеньевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ. Анализ взаимодействия ЗОУО ДО г. Москвы и Западного викариатства г. Москвы РПЦ.

В работе четвертой секции приняли участие: Е.В.Веревкина — заместитель начальника префекта по социальной работе, главы Управ Раменки  и Фили и больше половины заместителей глав Управ по социальной работе Западного округа.

В рамках Круглого стола прозвучал обзор совместной работы Западного викариатства и Западного учебного округа, сделанный Голубевой Надеждой Евгеньевной, методистом по основам православной культуры Департамента образования г.Москвы и старшим преподавателем воскресной школы «Неофит» храма Архангела Михаила в Тропарево диаконом Андреем Климовым.Вниманию слушателей была предложена программа патриотического воспитания подростков. Затем состоялся конструктивный обмен мнениями между участниками Круглого стола.

В первый день работы чтений присутствовали 180 преподавателей ОРКСЭ Западного учебного округа. У педагогов СОШ уже есть много интересных методических разработок, которые были представлены ими в процессе работы секций. В процессе рабочих заседаний секций и в кулуарах велась открытая дискуссия, обсуждались конкретные проблемы, были определены сферы совместной деятельности.

На второй день работы чтений,в здании Воскресной Школы «Росток» при храме вмч. Георгия Победоносца Патриаршего Подворья на Поклонной горе, состоялся Круглый стол, в котором приняли участие директора и преподаватели из 20-ти воскресных школ Западного викариатства.

Были обсуждены два вопроса: лицензирование воскресных школ иособенности воспитания детей подросткового возраста в рамках воскресной школы.

По вопросу воспитания подростков состоялся весьма живой и неформальный обмен мнениями. Многие директора и преподаватели поделились своим опытом работы с подростками, притом опытом как положительным, так и отрицательным. Они рассказали о педагогических наработках, которые они применяют в работе своих воскресных школ (см. ниже Приложение 1).

По итогам Чтений участниками была принята следующая резолюция:

1. Продолжить  работу по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности

2. Создавать библиотеки педагогической духовно-нравственной литературы для родителей, выпускать и распространять печатные материалы для родителей по духовно-нравственному воспитанию

3. Организовывать  семейные праздники светского и церковного календарей с привлечением детей и родителей к их подготовке на территории приходов Западного викариатства и на территории образовательных организаций, обогащать совместный досуг родителей и детей экскурсиями, поездками по святым местам и культурным центрам  России

4. Совершенствовать преподавание предмета  «ОРКСЭ», для этой цели создать  окружное и районные методические объединения педагогов ОРКСЭ, привлечь инициативных педагогов в творческие группы по участию в реализации резолюции конференции

5. Объединить усилия Церкви и светских структур, организовать плодотворную совместную работу представителей управ, священников,  педагогов для возвращения духовного здоровья людям, воспитания нравственных начал, а также для поддержки института семьи, продолжить плодотворное сотрудничество с образовательными учреждениями округа

6. Проводить совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей силами педагогов общеобразовательных организаций и воскресных школ

7. Активизировать работу окружного совета по духовно-нравственному воспитанию

8. Утвердить окружную программу  «Военно-патриотическое и  духовно-нравственное  воспитания подрастающего поколения в общеобразовательных организациях  округа»

9. Проводить ежегодно   детский кинофестиваль « Мои истоки – Россия»  в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».

10. Участники конференции выразили надежду и уверенность, что совместными усилиями органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления, общественности и традиционных конфессий будут преодолены негативные тенденции в области воспитания подрастающего поколения, что послужит духовному оздоровлению России, укреплению гражданского согласия.

В организации и проведении чтений активно участвовали: благочинный храмов Михайловского округапротоиерей Георгий Студёнов, благочинный храмов Георгиевского округа протоиерей Серафим Недосекин, ответственный за образовательную и катехизическую работу в Западном викариатствепротоиерей Александр Никольский, ответственный за образование и катехизацию Георгиевского благочиния священник Александр Нарушев, а также священник Дмитрий Мазанов

Приложение 1

Принципы работы с учащимися воскресных школ подросткового возраста

  1. Для учащихся этой возрастной категории предпочтительнее не проводить формализованные уроки, а организовывать интересный досуг с «фоновым» введением элементов богословия;
  2. Встречи с подростками должны быть регулярными и частыми, вплоть до ежедневных;
  3. Необходима организация православной сферы общения подростков;
  4. Необходима организация паломничества для подростков. Отмечено, что подростки, которые уже не ходят на занятия в воскресную школу, готовы участвовать в паломничестве;
  5. Необходимо отсутствие формализма: пусть свободно общаются, дружат, пусть сами выбирают виды деятельности, которые им интересны — естественно, при условии контроля со стороны старших;
  6. Требуется индивидуальный подход к каждому подростку, поскольку укаждого подростка свои интересы;
  7. Следует дать свободу творчества для детей. Пусть они сами оборудуют помещение воскресной школы и др.;
  8. Можно использовать возможности детских домов творчества. Возможно посещение секций в этих домах организованной группой подростков учащихся воскресных школ под управлением преподавателя воскресной школы;
  9. Каждая воскресная школа обладает своими уникальными возможностями. Поэтому необходимо объединение усилий воскресных школ в деле организации православного досуга подростков;
  10. Необходима работа с родителями. Надо донести до них, что им необходимо участвовать в организации общения детей на базе воскресной школы.
  11. Лучше объединять детей на базе совершения конкретного дела. Особенно к этому подходят дела милосердия  — посещение интернатов, детских домов, детей-инвалидов.

изображения не найдены