ЕРЕСЬ ПАПИЗМА

Но люди, живущие православною церковною жизнью и не представляющие себе существование без Таинств нашей Церкви крайне настороженно следят за разворачивающимися у нас на глазах тяжелыми событиями. Тяжелыми – потому что в Теле нашей горячо любимой Церкви началось настоящее обширное воспаление, требующее духовной мобилизации всего церковного организма. Конечно, оно произошло не на пустом месте, некоторые симптомы духовного разрушения наблюдались и ранее, но сейчас, с помощью политических сил, оно приобрело поистине огромные масштабы. И от каждого православного христианина требуется не просто сочувственное наблюдение. Кроме молитвы, каждый должен определиться: остается ли он с Матерью-Церковью, или же нет. Если остается  −  то согласно Ее голосу и должен поступать. Причем − везде. Уже слышатся некоторые возмущенные голоса, что вот, мол, разорвали евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом (далее: КП), а мы все равно будем причащаться в их храмах – Христос ведь один… Горько это слышать. Понимают ли эти люди всю глубину отступничества священноначалия Фанара[1]? Входя в общение с раскольниками, КП сам становится таким же, по слову святого апостола Павла: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:16). Мать-Церковь никому не диктует что делать, а только советует и предупреждает. Захотят ли эти люди и далее мыслить о «причастии», о соединении с отступниками от православных церковных канонов в одно «тело»?

САМ СЕБЕ ЦАРЬ

Патриархом Варфоломеем принято несколько безумных решений, невероятных по своей богоотступнической чудовищности, и самые масштабные из них: в единоличном порядке, невзирая ни на чьи голоса, «снятие» анафемы с нераскаявшихся раскольников и легализация раскольнических церквей; а также попытка слепить всех воедино: и раскольников, и Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, вопреки протестам канонической Церкви. Ранее же эти наложенные Русской Православной Церковью церковные запрещения на раскольников были признаны всеми Поместными Церквами, включая и КП. Патриарх Варфоломей и Константинопольский Синод полностью пренебрег общецерковный принцип, согласно которому право снимать запрещение принадлежит прежде всего тому, кто его наложил, то есть, в данном случае, РПЦ. И, делая «великое миротворческое дело» (как думает патриарх Варфоломей или же хочет чтобы мы так думали), этими своими действиями мало того, что обострил и без того сложную церковную обстановку на Украине, но еще и поставил под удар единство всего мирового Православия. Создается прецедент, который в дальнейшем может позволить КП под видом «уврачевания» расколов и других проблем вмешиваться в жизнь любой Поместной Церкви, и, если не остановить это беззаконие сейчас, то никаких защитных механизмов уже не будет.

РИМСКИЙ ПАПИЗМ

То искаженное, эгоистическое и избирательное отношение приверженцев Фанара к себе и высокомерное − к окружающим братьям по вере (которое мы сейчас видим и которое даже получило общепринятое именование «восточного папизма»), «расцветало» ярким воспалением  и ранее: латинским учением о главенстве Римских пап в Церкви.

Особое положение Рима как столицы империи привело к искажению самосознания Римских пап, которые, разработав идею кафедры апостола Петра, стали постепенно усиливать свое давление на другие Поместные Православные Церкви, требуя от них подчинения в церковных делах. При этом для обоснования первенства Римского престола подыскивались любые аргументы, даже самые нелепые. Дело даже дошло до изготовления фальшивых документов, которые якобы предоставляют Римским папам полноту власти в Церкви и светскую власть в Западной Европе от лица императора Константина Великого. Православная Церковь категорически отвергла ложные претензии Рима на первенство власти и суда в Церкви, что и было главной причиной раскола в XI веке.

К сожалению, церковные потрясения и прошедшие века не изменили самосознание Римских пап. Их притязания на первенство и главенство в Церкви никуда не исчезли. Более того, они были догматизированы в 1870 году на I Ватиканском соборе.

Так что же говорит Господь и апостолы о церковном управлении, и в чем ересь «папизма»?

Наша святая Церковь создана Самим Господом, Который и является основанием и главою Своей Церкви, имея в ней неоспоримое Первенство Первосвященника и Пастыря:

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18); «Я есть пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10: 11–16); «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2: 20–21); «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23).Он является «главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем»(Еф. 1: 22–23);«Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1: 18).

Во время земной жизни Господь не поддержал стремление к первенству между апостолами и дал совет всем своим ученикам на все времена: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9: 35).

Господь, основав Свою Церковь и став Главою этого необычайного богочеловеческого организма, его основною «лозою», в то же время называет всех людей, являющихся членами Церкви – ветвями этой лозы: «Я есмь лоза, а вы ветви»(Ин. 15:5). Или же, по слову апостола Павла, все христиане и все поместные Церкви являются единым «телом Христовым», имеющим «многие члены»: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих» (1 Кор. 12: 12–14).

Поэтому, согласно приведенным словам Самого Господа и апостола Павла никто из людей и никакой церковный институт не может считаться ни основателем, ни основанием, ни быть главой всей кафолической Церкви, кроме Христа. А все христиане – разнообразные, но и равнозначные Ее члены.

Что же говорит по этому поводу Рим?

«Коллегия или состав епископов обладает властью не иначе как совместно с Римским Первосвященником, преемником Петра, в качестве Главы, который сохраняет всецело первенство власти над всеми, как пастырями, так и верными. Ибо Римский Первосвященник обладает в Церкви, в силу своей должности, то есть как Наместник Христа и Пастырь всей Церкви, полной, наивысшей и всеобщей властью, которую он вправе всегда свободно осуществлять»[2].

На место Пастыря Христа ставится человек, не лишенный, как и любой человек, своих немощей и ошибок, что не имеет ничего общего со Священным Писанием. Папа Лев IX в 1053 году так формулирует свое право диктовать условия другим Поместным Церквям: «Господь показал, что вера остальных братьев будет подвергаться опасностям, а вера Петра пребудет непреткновенной. Никто не может отрицать, что как крюком управляется вся дверь, так Петром и его преемниками определяется порядок и устройство всей Церкви. И как крюк водит и отводит дверь, сам оставаясь неподвижным, так и Петр и его преемники имеют право свободно произносить суд о всякой Церкви, и никто отнюдь не должен возмущать или колебать их состояния; ибо высшая кафедра ни от кого не судится»[3].

Нет сомнений, что папизм – это ересь, потому что учение о Церкви – важнейший элемент вероучения христиан − включен в Символ веры: «Верую… во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

А что же такое «соборность»?

Церковь имеет свойство собирать и объединять разных людей со всего мира в Боге воедино, независимо от каких-либо внешних препятствий и условностей, и преподавать им в полноте необходимые духовные дары. Это свойство Церкви называется кафоличностью, или соборностью. Свт. Кирилл Иерусалимский определяет его так: «Церковь соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее; что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных; что весь род человеческий приводит к истинной вере, начальников и подчиненных, ученых и простых людей; и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душею и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях». То есть соборность Церкви означает, что она обладает полнотой благодатных даров духовной жизни и способна преподать эту полноту любому верующему в любом месте вселенной. Важным проявлением кафоличности-соборности являются церковные Соборы, где на основании Божественного Откровения и по действию Духа Святого принимаются согласованные решения. Поэтому нет ни догматических, ни канонических, ни исторических причин для доминирования одной Поместной Церкви над другими. Нарушение этих вероучительных положений имело место не раз в истории христианства и всегда приводило к церковным кризисам, самый острый из которых привел к отпадению Рима от Православия в 1054 году.

В истории Церкви также есть немало примеров низложения патриархов через соборные решения. Например, низложение впавшего в ересь Константинопольского патриарха Нестория на III Вселенском Соборе в 431 году, низложение Константинопольских патриархов Сергия I и Пирра, впавших в ересь монофелитства, на VI Вселенском Соборе 680–681 годов и др.

Поэтому если кто-либо главенство и первенство Христа в кафолической Церкви подменяет главенством и первенством какого-либо человека или группы людей, то он тем самым фундаментально повреждает жизнь Церкви, извращает православное вероучение и создает огромное препятствие на пути спасения.

ЛОЖНАЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ДОМИНАНТА

К великому сожалению, у приверженцев ложной идеи Константинопольского патриархата уже давно сформировалось неверное учение о церковном устроении. Ранее, после отпадения Римской Церкви, Восточная Церковь в полемике с папизмом очень ревностно соблюдала учение о равенстве Предстоятелей автокефальных Церквей и о том, что среди них нет главы, что Предстоятели равны между собой и если есть первый, то он «первый по чести среди равных», то есть здесь речь идет только о неких почетных преимуществах, но не о главенстве.

В 20-х годах в силу затронувших целые страны и народы миграционных процессов огромное количество православных верующих, принадлежавших к разным церковным юрисдикциям, оказались вне исторических пределов этих канонических юрисдикций. Например, сотни тысяч греков из бывшей Османской империи оказались в диаспоре в Америке, Австралии, Западной Европе. Именно тогда Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) сформулировал совершенно новую доктрину, которая ранее не была известна Восточной Церкви: что Вселенский Патриарх является Вселенским не только в силу своего титула, но что он также обладает вселенской юрисдикцией над всей православной диаспорой, являясь «патриархом Нового Рима» и имея единоличное право суда в масштабах всей Церкви, право созыва общецерковных соборов, предоставления и даже отъятия автокефалии и другие преимущества. Таким образом, константинопольский патриарх, «первый по чести среди равных», превратился в его словах просто в «первый»…

Эта точка зрения, обоснованная односторонним прочтением 28-го правила Халкидонского Собора, стала официальной позицией Константинопольского Патриархата. Она не была принята другими Поместными Православными Церквами, в частности, Русской Церковью.

До недавнего времени такая позиция КП не высказывалась во всей полноте, но преподносилась лишь как частное богословское мнение. Однако она воплощалась время от времени в отдельных церковных действиях КП, которые в свою очередь вызывали открытую критику в Церкви. До сих пор такие «решения» остаются предметом постоянной тревоги, но ради мира и спокойствия данную тему старались обходить стороной.

Неканоническая легализация Константинопольским патриархатом раскольников на Украине, вопреки протестам канонической Украинской Православной Церкви и заявлениям иерархов многих Поместных Церквей, говорит о том, что в Константинополе считают себя вполне самодостаточными для того, чтобы вершить судьбы всей Православной Церкви, а мнением остальных ее членов, которые представляют подавляющее большинство православного мира, можно пренебречь.

Возникла парадоксальная ситуация, когда автокефалию навязывают народу, который в своем значительном большинстве ее не просит (каноническая Украинская Православная Церковь составляет более 66% всех религиозных общин на Украине, остальные  общины – раскольнические). Такого в истории Православной Церкви еще никогда не было.

В заключении этого параграфа приведем слова преподобного Никодима Святогорца о границах полномочий и о каноническом церковном управлении КП: «В настоящее время… Константинопольский предстоятель есть первый, единственный и последний судья над подчиненными ему митрополитами – но не над теми, которые подчиняются остальным Патриархам. Ибо, как мы сказали, последний и всеобщий судья всех Патриархов – это Вселенский собор и никто другой». Это означает, что КП не имеет канонических прав для отмены судебных решений, вынесенных другими Поместными Церквами, в частности, не имеет права снимать анафему с нераскаявшихся украинских раскольников, наложенную РПЦ.

Видим, что история повторилась, и КП совершает старую роковую ошибку гордой Римской Церкви.

ВЕРНОСТЬ ПРАВОСЛАВИЮ = ВЕРНОСТЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ ПАТРИАРХАТУ?

Недавно КП было провозглашено одно из поразительных по глубине безумия заявлений о том, что Константинопольский патриарх является носителем истины, а верность Православию должно отождествляться с верностью КП; да к тому же КП для всех Церквей –  это как пастырь для овец: «Некоторые люди ошибочно полагают, что могут любить Православную Церковь, но не Вселенский Патриархат, забывая, что он воплощает подлинный церковный нрав Православия. … Если Вселенский Патриархат отрицает свою ответственность и убирается с межправославной сцены, тогда местные Церкви будут действовать «как овцы без пастыря»[4].

А как же Христос? – Для всего православного мира ведь именно Он является тем самым Пастырем. И Главой Своей Церкви. Но что мы слышим: патриарх Варфоломей ставит себя на место Христа, называя себя Главой церковного Тела: «Вселенский Патриарх как Глава православного Тела созвал в июне 2016 года святой и великий собор на Крите, величайшее церковное событие последних лет…». И это уже не канонический вопрос, а догматический – сформулировано еретическое учение, созвучное римо-католической догме о главенстве Римского папы над всей Церковью.

Убеждая всех христиан в том, что именно КП хранит истину и каноны, в то же время приверженцами Фанара в узком кругу, без обсуждения с другими Поместными Церквами, попирается и ниспровергается важнейший канон Церкви о недопустимости второбрачия для священства. И неудивительно: как же иначе легализовать раскольнические церкви на Украине, в которых давно уже имеются «священнослужители» именно с такими проблемами?

А вот и ложное перефразирование Евангелия под формирование в умах людей тождества между Христом и КП: “В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1: 1, 4). Начало Православной Церкви – Вселенский Патриархат, “в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей”… “Православие не может существовать без Вселенского Патриархата”. Странно слышать, что начало «Православной Церкви – Вселенский Патриархат», если учесть, что Православная Церковь прекрасно существовала до появления в середине IV века этого самого Патриархата, да к тому же существовала и в те времена, когда Константинопольские патриархи вместе со своими синодами впадали в ересь, подписывали унии с монофизитами, с Римом, творили преступления и беззакония.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Конечно же, все решения КП по Украине, основанные на еретическом папистском учении о главенстве Константинопольского патриарха в Церкви, полностью ничтожны и не имеют какой-либо церковной значимости. Все раскольники на Украине как были отлученными от Церкви, так таковыми и остались. Константинопольский Патриархат, воспринимающий себя как «высшая церковная инстанция» (в кавычках) не признает над собой никакого суда. Но, несмотря на игнорирование заблудшим Патриархатом всех остальных Церквей и его сопротивление, скорее всего в ближайшее время произойдет Всеправославный Собор, потому что выйти из сложившегося кризиса без созыва Собора невозможно. И главной темой Собора должен быть Догмат о Церкви, чтобы оградить церковную жизнь от ереси папизма в любой церковной среде.

Эту статью хочется закончить словами апостола Павла: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 1–5).

При подготовке этой работы использовались материалы с сайтов:

http://www.pravoslavie.ru/
http://www.patriarchia.ru/
и статья прот. Вадима Леонова «Константинопольский папизм».

редакция сайта


 

1. Фанар — район Стамбула (Турция), в котором находится резиденция Константинопольского патриарха, построенная на деньги русского царя Федора Иоанновича в 1601 году. В СМИ зачастую употребляется как синоним официальной церковной власти Константинополя.

2. II Ватиканский собор. Догматическое постановление о Церкви, §22.

3. Epistolae et decreta pontificia, XXXII // PL. 143, 765

4. Здесь и далее цитаты из источника: https://www.uocofusa.org/news_180901_1.html.