Благодатные знамения и чудеса, совершающиеся по молитвам батюшки Серафима пред Господом, идут непрерывным потоком со времени жизни святого старца и по сегодняшний день. Это «море чудес» исчерпать невозможно. Оно все более разливается, подавая исцеление страждущим и утверждая и прославляя православную веру нашего народа, которую исповедовал великий угодник Божий Серафим Саровский.
Дивеевская земля-это край святых источников и родников. Они, как жемчужины, украшают святую Дивеевскую землю. Вода дивеевских источников имеет особую силу исцелять различные болезни. Многочисленные исцеления укрепляют веру нашего народа и привлекают сюда все большее количество страждущих.
Наши паломники побывали на святых источниках Серафима Саровского у деревни Цыгановка, Казанской иконы Божией Матери, великомученика Пантелеимона, иконы Божией Матери «Умиление», матушки Александры, Иверской иконы Божией Матери. Приняли омовение в святых источниках, набрали святой воды.
Затем паломники поехали в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Среди множества монастырей, звездами рассыпанных по лику России, эта обитель занимает особое место, ведь Верховная Игуменья ее сама Царица Небесная. Это место всемирного покаяния и высшая школа молитвы. «Все тут:и Афон, и Иерусалим, и Киев!»-так духовно определил преподобный Серафим Саровский. Сбылось, стало явью пророчество святого Серафима: «Я перейду из Сарова в Дивеев, где буду проповедовать всемирное покаяние».
Своею высокою истинно христианскою подвижническою жизнью отец Серафим еще у современников своих стяжал общую к себе любовь и веру в действенную силу перед Богом его святых молитв. И после его блаженной кончины память о нем, утверждаемая все новыми и новыми знамениями милости Божией, являемыми по вере в его молитвенное предстательство пред Богом за притекающих к нему, широко распространилась в православном народе и с глубоким благоговением почитается им по сей день. Писатель С.А.Нилус отмечал: «Вся батюшкина святыня — в Дивееве. Все полно им . Он невидимо здесь присутствует. Его присутствие до того здесь ощутимо, что невольно хочется спросить иной раз: как пройти к батюшке?-да спохватишься и вспомнишь, что его нет, родимого, в том облике, который доступен непосредственному общению; а все-таки его присутствию веришь и чувствуешь, что он недалеко, что — здесь он бесценный». И действительно, здесь, в обители преподобного Серафима Саровского,у его святых мощей, паломники ощутили удивительную близость великого Старца. И слова его о будущем монастыря воспринимаются по-особому: «Первый удел Ея — гора святая Афон, второй Иверия, третий-Киев, а четвертый, радость моя,-Дивеев. В Дивее и Лавра будет. Не было от века женской Лавры, а в Дивееве она будет. Сама Царица Небесная его Своим последним на земле жребием избрала. Стопочки Самой Царицы Небесной его обошли, а когда придет антихрист, ему на земле всюду доступ будет, а как дойдет до места, где Ее Пречистые стопочки прошли, так и не переступит, а обитель на небо поднимется. Во, радость моя, что будет! Но будет уже это при самом конце мира, а до тех пор Дивеев станет Лаврой…»
Среди святынь монастыря ярко сияет Святая Канавка Царицы Небесной-утоление всякой скорби и печали. Находясь в центре обители, она представляет собой молитвенное, духовное сосредоточие всей святыни Четвертого удела Богоматери, его сердце. Преподобный Серафим говорил: «Канавка-это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не проскочит!»
Паломники прошли по Канавке Царицы Небесной, выполняя завет преподобного Серафима Саровского читать 150 раз «Богородице Дево…».
Затем поклонились святыням монастыря:
-в Троицком соборе, главном храме монастыря, — святым мощам преподобного Серафима Саровского, иконе Божией Матери «Умиление»;
-в Казанском соборе — святым мощам Дивеевских блаженных-Пелагеи, Параскевы, Марии и преподобноисповедницы Матроны(Власовой);
-в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы — святым мощам преподобных жен Дивеевских — Александры(Мельгуновой), Марфы(Мелюковой) и Елены(Мантуровой), иконам деисусного чина из кельи преподобного Серафима Саровского.
Затем паломники молились на молебне с акафистом у мощей преподобного Серафима Саровского.
После молебна для них была проведена обзорная экскурсия по монастырю.
Паломников в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в монастыре было особенно много.
В 17:00 началось Всенощное бдение в Троицком соборе.
А в 21:00 паломники вместе с сестрами монастыря обошли Святую Канавку Крестным ходом. Настоятельница игумения Сергия несла икону Преображения Господня. После Крестного хода все могли к ней приложиться.
Проживали наши паломники на территории монастыря. И было особенно радостно, что не нужно никуда уходить, что мы проведем эту ночь в обители Пресвятой Богородицы, ее Четвертом уделе на земле.
19 августа в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа паломники молились на Божественной литургии в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Исповедовались, причастились Святых Христовых Таин. Еще раз прошли, молясь, по Канавке Царицы Небесной.
Затем отъезд в Муром — один из древнейших городов России.
Первое упоминание о нем в «Повести временных лет» относится к 862 году. Датой крещения Муромской земли считается 1097 год.
Паломники посетили Свято-Троицкий женский монастырь, основанный в середине XVII века. Самая почитаемая святыня обители — мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев и благоустроителей семьи.
Через дорогу от Свято -Троицкого женского монастыря расположился Благовещенский мужской монастырь. Особо почитаемыми святынями обители являются мощи святых князей-крестителей Константина и двух его сыновей, Михаила и Феодора, чудотворные иконы Божией Матери «Иверская», «Тихвинская», «Знамение», «Козельщанская».
После поклонения святыням этих монастырей Мурома, паломники направились в Спасо — Преображенский мужской монастырь, древнейшую иноческую обитель Руси, основанную святым благоверным князем страстотерпцем Глебом. В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом.
У стен Спасо — Преображенского монастыря установлен барельеф святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, чья совместная жизнь считается православным идеалом супружества. За ним расположена икона со сценами их Жития. В Спасской обители, согласно преданию, принял монашеский постриг князь Петр (в иночестве Давид).
Вся новейшая история Спасо — Преображенского монастыря чудесна. В чудесах здесь никто не сомневается — они так же реальны, как реальна повседневная жизнь. В обителях, где главным трудом является молитва, вообще иное, нежели в миру, отношение к чудесам — всякое чудо становится естественным ответом на горячее обращение к Богу, Божией Матери или святым.
Особенно прославилась чудотворениями местная икона Божией Матери «Скоропослушница», точный список с чудотворного образа, хранящегося в афонском монастыре Дохиар.
В Спасо-Преображенском монастыре говорят, что выражение лика Божией Матери на ней все время меняется: в праздники он светел и радостен, а когда происходят печальные события, становится грустным.
Среди святынь монастыря рака с частицей мощей и скульптурным образом легендарного уроженца Мурома и великого защитника Русской земли преподобного Илии Муромца,в конце жизни постригшегося в монашество в Киево — Печерском монастыре.
Особо почитается и имеющаяся у монастыря икона великомученика Георгия Победоносца с житием. В нижней части иконы в нее вмонтирован древний мощевик с частицей мощей святого.
Очень живописна территория монастыря — зеленые лужайки, цветущие клумбы около рукотворного пруда с лотосами, завораживающий вид на заокские дали от надвратного храма преподобного Сергия Радонежского.
Ныне Спасо-Преображенский монастырь-это духовный, культурный и образовательный центр Мурома. На его территории возрождено духовное училище, открыта православная гимназия.
В Москву паломники вернулись поздно вечером.
У св. Игнатия Кавказского есть замечательные слова: «Дни нашей жизни бесценны — в это время мы решаем нашу вечную участь».
Эти два дня паломничества были для нас действительно бесценны, прекрасны, пронизаны Божественной заботой о нас! Жизнь в Боге, в Церкви, в вере… Господь каждому человеку дарует возможность прикоснуться к Его Божественной ризе!
За короткие два дня паломники стяжали в сердце своем елей любви, елей молитвы, елей Благодати Божией, елей внутренних сокровенных покаянных слез.
Материал подготовила Людмила Дерябина.
Муром
изображения не найдены
Святые источники
изображения не найдены
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
изображения не найдены