Молодежный клуб «Акалуф» на выставке «Креститель Руси»

Обращение от тьмы язычества к свету Христианства кардинальным образом изменило лик Русских земель, коренным образом повлияло на  духовный облик народа, его традиции и обычаи. Провозглашение в качестве государственной религии христианства стало одним из важнейших факторов, на тысячелетие вперед определившее историческую судьбу народа и государства, его духовное и культурное развитие.

Следует также отметить, что с Крещением на Русь пришли не только религиозные изменения. Это был важнейший период для государственного становления Руси. Подчинение единому центру разрозненных славянских земель и оформление государственных границ Киевской Руси происходило в напряженной борьбе с соседними племенами и государствами. Тогда же впервые начинается чеканка монет — златников и сребреников. Выпуск собственных денег был особенно важен как показатель нового статуса Руси. Принятие христианства сильно изменило государство. Теперь это была не варварская периферия Европы, а молодая, активно развивающаяся держава, перед которой открылись новые, доселе невиданные  возможности. Династические браки, составлявшие тогда важный элемент дипломатии, позволили преемникам святого равноапостольного князя Владимира породниться едва ли не со всей Европой — от соседних стран до Германской империи и далекой Франции. Но куда важнее были открывшиеся культурные возможности. Из Византии на Русь пришла книжная традиция, навыки строительства каменных сооружений, иконопись и летоисчисление. Из полугосударственного образования, которое объединяли только князь с дружиной, охранявшие речные пути и взимавшие с покоренных племен дань, Русь стала превращаться в единую, сильную державу. Из летописей постепенно исчезают племенные названия, и уже к началу ХII века можно говорить, что на огромной территории от Карпат до Новгорода и от Буга до Оки возникла древнерусская народность, объединенная языком, культурой и верой.

Это событие стало решающим шагом государственного самоопреде­ления, включившее молодое государство в круг всемирной истории и соединившее ее прочными церковными, политическими и культурными узами с Византийской империей, странами Балканского полуострова.

Память о святом равноапостольном великом князе Владимире нашла свое отражение в иконописи и живописи, в русском летописании и литературных произведениях, в предметах декоративно-прикладного искусства XI–XX веков. Предметный ряд выставки включает все многообразие музейных предметов: рукописи, печатные книги, иконы, лубки, гравюры, памятники декоративно-прикладного искусства и мелкой пластики, предметы церковного обихода, археологические ценности. В выставке приняли участие ведущие музеи Российской Федерации (Музеи Московского Кремля, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и другие), Российский государственный архив древних актов. Важное место в экспозиции отведено знаменитому Гнездовскому кладу из 105 предметов, а также важнейшим памятникам древнерусской письменности — Изборнику Святослава (1073 г.) – второй по древности датированной славянской (и древнерусской) рукописной книге и Мстиславову Евангелию (до 1117 г.).

Хотелось бы выразить сердечную благодарность устроителям выставки за предоставленную возможность и радость ознакомиться с редкими и замечательными ее экспонатами.

изображения не найдены